«Не знать, что случилось до твоего рождения — значит всегда оставаться ребенком. В самом деле, что такое жизнь человека, если память о древних событиях не связывает ее с жизнью наших предков?»
Марк Туллий Цицерон, «Оратор»
история древнего мира

Новости истории и археологии

Минойцы, возможно, были не такими уж мирными, считает археолог Барри Моллой

25 января 2013 года

В исторической науке сложилось мнение о том, что минойская цивилизация была мирной, и только в последнее время у специалистов стали возникать в этом сомнения. Археолог Барри Моллой из Шеффилдского университета (Великобритания) идёт ещё дальше, полагая, что минойцы не мыслили себе жизни без войн.

«Воинственное мировоззрение пропитало религию, искусство, ремесло, политику и торговлю, — пишет учёный. — И те виды общественной деятельности, которые сложились вокруг воинских традиций, были важной частью эволюции и самосознания социума».

Расцвет минойской культуры пришёлся примерно на 2700−1420 годы до н. э. После извержения вулкана Санторини и ахейского вторжения от неё остались лишь смутные воспоминания о Минотавре и Лабиринте, сохранившиеся в греческих мифах.

Археологи, заново открывшие древний Крит сто с лишним лет назад, нарисовали картину могущественной цивилизации, стоявшей вровень с самим Египтом, но при этом отличавшейся мирным характером. Г-ну Моллою казалось странным, что минойцы могли подняться на такую высоту, не прибегая к силе оружия, поэтому он занялся целенаправленным поиском в минойской культуре всего, что имеет отношение к насилию и войне.

Доказательств своей правоты он нашёл множество. Например, в минойских святилищах, гробницах и домах обнаружены кинжалы и мечи. Среди мужчин были популярны кулачные бои, охота, стрельба из лука, игры с быками. В сценах охоты фигурируют щиты и шлемы, то есть экипировка, которая больше подходит воину, чем охотнику. На печатях и каменных сосудах тоже просматриваются оружие и вооружённые люди. Распространены изображения двойных топоров и шлемов, украшенных кабаньими клыками.

Даже ещё не расшифрованная минойская письменность может намекать на подспудную жестокость. Среди иероглифов встречаются луки, стрелы, копья, ножи. Конечно, вовсе не обязательно, что таким образом обозначалось оружие, но, по мнению г-на Моллоя, это ещё раз указывает на важную роль данного элемента в цивилизации древнего Крита.

Короче говоря, трудно найти такую сферу минойской жизни, в котором не было бы отсылки к войне, хотя и косвенной.

Археологи считают эту цивилизацию мирной прежде всего из-за того, что на Крите почти не найдено военных укреплений. Возможно, сыграла свою роль естественная топография острова, полагает учёный, которая позволяла в большинстве случаев обходиться без фортификаций.

Кроме того, добавим мы от себя, в минойском искусстве нет сцен военных походов, суда над пленниками и т. п.

Результаты исследования опубликованы в журнале Annual of the British School at Athens.

Источник
Чтобы сообщить об опечатке, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Журнал Labyrinthos - история и культура древнего мира
Код баннера: