«Не знать, что случилось до твоего рождения — значит всегда оставаться ребенком. В самом деле, что такое жизнь человека, если память о древних событиях не связывает ее с жизнью наших предков?»
Марк Туллий Цицерон, «Оратор»
история древнего мира
Егоров А. Б.

История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова

Римская республика с середины II в. до 31 г. до н. э.

 

1. РИМСКАЯ ДЕРЖАВА В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Новые римские территории получили статус, значительно отличавшийся от статуса Италии. Они рассматривались как собственность римского народа и были лишены самостоятельности. Значительная часть земель конфисковалась и сдавалась в аренду римским гражданам. В I в. до н. э. римляне стали практиковать вывод колоний за пределы Италии. Часть земель осталась в руках местного населения, однако государство могло ее отнять. Кроме того, население провинций, как теперь назывались эти территории, должно было платить большой налог — около 1/10 всех доходов — в римскую казну. В правовом отношении население провинций рассматривалось на одном уровне с подданными и стояло вне римского права.

Наместники провинций являлись командующими армией и главами гражданского управления и были подотчетны только Риму. Наместник был, в сущности, хозяином страны, и для защиты своих прав провинциалам оставался только один способ. Почти каждая община имела в Риме патрона из числа влиятельных граждан, с которым она вступала в отношения клиентелы. Патрон представлял общину перед римской администрацией. Во время пребывания в должности наместник не подлежал суду, но он мог быть привлечен к ответственности после окончания срока. В 149 г. до н. э. по закону Кальпурния Пизона была учреждена специальная судебная комиссия по делам о вымогательствах.

Создание державы вызвало ряд военно-политических проблем. В ходе войн III—II вв. Рим понес большие потери. Ресурсов не хватало, и искать их приходилось за пределами гражданского коллектива. Римская армия, состоявшая из мелких собственников, не была приспособлена к ведению длительных военных действий за пределами Италии, а новая ситуация вызвала именно такие кампании. Неэффективность частой смены командующих показала еще Вторая Пуническая война. Римляне были вынуждены продлевать полномочия способным полководцам, но это вело к ломке республиканской системы.

Полисные установки наносили ущерб управлению. Римляне видели в провинциях только объект для эксплуатации, их экономика разрушалась, а провинциалы ненавидели римское господство. Провинциальные наместники грабили местных жителей, а неразвитость финансового аппарата привела к господству разорительной для провинций системы откупа.

Наиболее существенным экономическим изменением было установление господства рабовладельческого способа производства. Рим знал рабство с древнейших времен, но до Пунических войн основой экономики был свободный труд1. Завоевания привели к колоссальному притоку рабов. В 177 г. после покорения Сардинии римляне захватили 80 тыс. рабов, в 167 г. при разграблепии Эпира было продано в рабство 150 тыс. человек, в 146 г. Сципион Эмилиан продал в рабство 50 тыс. оставшихся в живых карфагенян. Кроме войны важными источниками рабства были долговая кабала в провинциях, пиратство и работорговля. Известную роль играло и естественное воспроизводство рабов. Общее число рабов достигало нескольких миллионов.

Рабы играли огромную роль в непроизводительной сфере, в основном в обслуживании знатных семейств. Большую группу составляли рабы-гладиаторы, используемые не только для зрелищ, но и для личной охраны владельца.

В экономике труд рабов сочетался со свободным трудом. Особенно широко рабский труд применяли в рудниках и строительстве. Значительную роль рабы играли в сельском хозяйстве; менее развито было привлечение рабов к ремеслу.

Хозяйства, основанные на рабском труде, имели определенные преимущества перед мелким крестьянским хозяйством, заключавшиеся в больших возможностях концентрации и специализации. В III в. до н. э. в экономике Италии возрастает роль скотоводства, где рабский труд применялся очень широко, особенно в крупных хозяйствах. Мелкие крестьянские хозяйства, по-видимому, сохраняли прежний характер. Преимущественное развитие получают более доходные культуры — виноград, оливки и фрукты. Производство зерновых, наоборот, сокращается.

Во II—I вв. до н. э. в Италии происходят значительные сдвиги в сторону концентрации собственности. Хотя число мелких хозяйств было значительным, а ряд мероприятий конца II в. до н. э. способствовал их сохранению, последние начали отступать перед лицом средних (вилла) и больших (латифундия) поместий, в которых основную рабочую силу составляли рабы.

Вопрос о соотношении рабского и свободного труда является сложным и спорным. Вероятно, рабский труд во II-I вв. до н. э. не имел существенного преобладания над свободным, однако его роль была достаточна для того, чтобы вытеснить часть свободных производителей из производства и вызвать экономический кризис.

Кризис экономической основы полиса стимулировался и другими факторами. В результате войн в Рим хлынули массы золота, серебра и других материальных ценностей. После Третьей македонской войны римские граждане были вообще освобождены от налогов. Интенсивный ввоз в Италию разрушал полисную автаркию, создавая при этом ситуацию, когда импорт существенно превышал экспорт. Избыток капитала, рабство, ввоз продуктов питания усиливали диспропорцию между верхушкой общества и рядовыми гражданами.

В конце II в. до н. э. крестьянство Италии попадает в трудные условия. Разорение страны в ходе Второй пунической войны нанесло непоправимый удар италийскому земледелию. Длительные заморские войны приводили к отрыву собственников от их участков и способствовали их разорению. Немалое значение имели конкуренция дешевого привозного хлеба и развитие скотоводства, требовавшее больших пастбищ.

Массы обезземеленных граждан стекались в города, где для них тоже не было места. Огромные средства, приобретенные грабежом провинций, позволяли содержать этот плебс за счет государственных дотаций. Борьба за власть внутри знати вела к широкому распространению подкупа избирателей. Таким образом, в Риме со II в. до н. э. появилась значительная прослойка люмпен-пролетариата, паразитировавшая за счет общества. Кризис мелких собственников, составлявших костяк армии, вел к ухудшению ее боевых качеств. Это сказалось в ходе войн 40—30-х годов II в. до н. э. и не могло не вызвать тревогу в верхах общества.

Налицо был и идеологический кризис. Современники постоянно отмечают рост индивидуализма и тяги к богатству, общую эмансипацию личности от государства. Ослабевают связи внутри семьи, растет пренебрежение к традиционной религии, в том числе и к столь важной для римлян обрядовой стороне. В Рим попадают греческие и восточные культы. Разлагающе действуют связанные с распространением роскоши изменения в быту, особенно заметные среди высших слоев и контрастирующие с нищетой многих простых людей.

Все эти обстоятельства привели к острому политическому кризису, который в современной литературе называется периодом гражданских войн. Гражданские войны были результатом обострения всех противоречий римского общества: противоречия между рабами и свободными, между римлянами и неримским населением державы, наконец, противоречий внутри гражданского коллектива. Основной причиной этих событий было то, что к концу II в. до н. э. полисное устройство Рима ни в политическом, ни в экономическом, ни в духовном плане не соответствовало новым условиям. Если на Востоке монархические централизованные государства объединяли отдельные полисы и создавали для них товарный рынок, то в Средиземноморье функционально сходную централизацию осуществлял за счет покоренных полисов и монархий один полис — Рим. Поэтому старая политическая и идеологическая система римского полиса не могла соответствовать новым историческим условиям.

 

2. РЕФОРМЫ БРАТЬЕВ ГРАКХОВ

 

Первой вспышкой кризиса был трибунат Тиберия Гракха. В 133 г. до н. э. избранный народным трибуном Тиберий Семпроний Гракх предложил аграрный закон, имевший своей целью частичное восстановление полисного равновесия времен ранней республики. Каждому владельцу ager publicus разрешалось удерживать не более 500 югеров (125 га) земли; кроме того, он мог иметь еще по 250 югеров на каждого взрослого сына с тем расчетом, чтобы во владении одной семьи было не более 1 тыс. югеров земли. Излишки возвращались в распоряжение государства. Из них должны были быть нарезаны участки по 30 югеров и розданы беднейшим и малоимущим гражданам. Бывшие владельцы получали денежную компенсацию. Участки запрещалось продавать. Для наблюдения за проведением аграрной реформы предполагалось избрать комиссию из трех человек. Закон в значительной степени повторял аграрный закон Лициния — Секстия, принятый еще в период борьбы патрициев и плебеев, и имел целью реставрацию мелкого землевладения. Но Тиберий Гракх делал все возможное для проведения передела земли наименее болезненным для нобилитета способом.

Тем не менее крупные собственники выступили против реформы. Им удалось привлечь на свою сторону коллегу Гракха трибуна Марка Октавия, который наложил вето на проект. После долгой борьбы Тиберий решился поставить перед комициями вопрос: может ли трибун, противодействующий народу, оставаться в своей должности? В результате голосования Октавий был отрешен от должности. Это был акт большого политического значения: народное собрание реально ставило себя над магистратами. После смещения Октавия аграрный закон был принят. В аграрную комиссию вошли сам Тиберий Гракх и его родственники.

Комиссия столкнулась с рядом трудностей, связанных с распределением участков и сопротивлением крупных посессоров. Остро встал и финансовый вопрос. Воспользовавшись присоединением Пергама, Гракх провел закон, по которому полученные средства использовались для финансирования реформы.

Летом 133 г.до н.э., когда Тиберий Гракх вторично выдвинул свою кандидатуру в народные трибуны, богачи оказали ему серьезное сопротивление. Во время одной из предвыборных сходок произошло столкновение. Разнесся слух, что Тиберий требует царской власти. Тогда сенаторы прямо с заседания сената отправились на место сходки; схватив скамейки, они принялись избивать сторонников Гракха. В этой стычке были убиты Тиберий Гракх и 300 его приверженцев.

После гибели инициатора реформы богатые посессоры начали борьбу за прекращение земельных переделов. Их задача облегчалась тем, что разделы вызвали недовольство италийских союзников, земли которых оказались затронутыми действиями аграрной комиссии.

В 125 г. до н. э. гракхианцы попытались уладить отношения с италиками. Консул Фульвий Флакк предложил законопроект о предоставлении союзникам прав римского гражданства. Италики поддержали предложение Флакка, однако в Риме его провалили. В данном случае противники закона нашли поддержку в народном собрании, которое не хотело делиться своими правами. Ответом на решение Рима было восстание в латинской колонии Фрегеллах, которое вскоре было подавлено. С тех пор полные права римского гражданства стали основным политическим требованием италиков.

В 123-122 гг. до н. э. народным трибуном был младший брат Тиберия Гракха, Гай, выступивший с целой серией законов, которые существенно изменяли социально-политическую структуру общества. Гай Гракх был настроен более решительно, чем Тиберий. Судя по всему, он был единственным из римских политиков, который всерьез пытался демократизировать общество. Это стремление усугублялось желанием мести убийцам старшего брата, которые занимали руководящие посты в государстве. Кроме того, Гай Гракх пытался решить ряд наболевших государственных проблем, возникших в новых условиях. Это была первая попытка приспособить полисный аппарат к нуждам крупной державы.

Прежде всего Гай восстановил аграрный закон Тиберия и продолжил действие комиссии, работа которой дала плодотворные результаты. Землю получило около 80 тыс. граждан. Однако земельных фондов Италии оказалось недостаточно, и Гракх обратился к провинциям. В 122 г. до н. э. он издает закон о выводе колоний. Местом для первой из них была избрана бывшая территория Карфагена, куда предполагалось вывести колонию под названием Юнония. Вывод заморских колоний впоследствии сыграл немалую роль в романизации провинций. Кроме того, Гай организовал грандиозное строительство дорог и хлебных амбаров, что предоставило работу массам городского плебса.

Впрочем, вскоре возникла новая сложность. Многочисленный городской плебс, привыкший жить за счет подачек, уже не стремился к получению земли, на которой надо было работать. Между тем эта группа играла слишком большую роль при голосовании, чтобы ее можно было игнорировать. В интересах городского плебса Гракх проводит закон, установивший продажу хлеба с государственных складов по сниженной цене. Улучшая положение беднейшего населения, закон имел и обратную сторону, способствуя росту паразитизма римского люмпен-пролетариата.

Одним из основных законов Гая был судебный. Из ведения сената были изъяты судебные комиссии по делам о вымогательствах. Теперь судьи выбирались из числа всадников. Вероятно, Гракх планировал усиление контроля за провинциальными наместниками, однако всаднические суды оказались не менее коррумпированными, чем сенатские. Положение всадников было улучшено еще и тем, что Гай предложил ввести в провинции Азия десятину, сбор которой стал сдаваться на откуп в Риме. Тем самым богатая провинция была отдана на разграбление откупщикам-публиканам, которые чувствовали себя в полной безопасности под прикрытием всаднических судов.

Реформы 123 г. сделали Гракха самым популярным политиком Рима. Его авторитет был столь велик, что он без труда прошел в трибуны на 122 г. Именно в это время Гракх предлагает один из самых радикальных законов — закон о предоставлении италикам прав римского гражданства. Сенат и народ были раздражены этим предложением. Противники Гая развернули широкую кампанию, используя любые приемы. Народный трибун Марк Ливий Друз выступил с демагогическими обещаниями, чем сумел отколоть от Гая значительную часть плебса. Сенат, играя на суевериях, распространил слух о гневе богов из-за основания колонии на проклятом месте2. Популярность Гая падала. Закон об италиках не прошел. Еще более опасным было то, что Гракх потерпел неудачу на выборах 121 г., а консулом стал его злейший враг Луций Опимий. Противники Гая поставили вопрос о ликвидации Юнонии, что послужило поводом к решительному столкновению. Опимий спровоцировал конфликт и добился того, что сенат облек его чрезвычайными полномочиями для восстановления порядка. Гай Гракх и Фульвий Флакк укрепились на Авентинском холме, где их атаковал Опимий. В ходе столкновения погибло 3 тыс. человек, в том числе Гракх и Фульвий. Движение было подавлено.

Противники Гракха не решились упразднить многие из его законов. Суды оставались в руках всадников, откупная система продолжала существовать, остался в силе и хлебный закон. Объектом атаки стала аграрная реформа. В 121 г. до н. э. была отменена неотчуждаемость гракханских наделов, еще через два года прекратила свое существование аграрная комиссия.

В 111 г. до н. э. по закону народного трибуна Спурия Тория все государственные земли, находящиеся в частной аренде, были объявлены частной собственностью. Все переделы прекращались. В дальнейшем частным лицам было запрещено занимать государственные земли. Закон 111 г. явился важным этапом на пути победы частной собственности на землю. Государственная собственность, бывшая основой полисного землевладения, начинает сходить на нет.

Значение гракханских реформ было огромно. Главным их итогом было начало политического кризиса и вооруженного конфликта. Гракхи выдвинули ряд серьезных задач, решение которых стало необходимостью: проблема союзников, аграрный вопрос, управление провинциями, реорганизация суда и т. п. Движение Гракхов явилось подъемом демократического движения, которое, однако, обнаружило и свою слабость. Тем не менее широкие массы римлян и италиков оказались втянутыми в политику. Гракханское движение создало новый стиль политики, основным элементом которой была опора на народное собрание. Такого рода политики назывались популярами. Они были разнородны по составу и преследовали разные цели, но известное единство существовало. Конфликт вступил в новую стадию.

 

3. СИЦИЛИЙСКИЕ ВОССТАНИЯ РАБОВ

 

Другой линией конфликта была борьба рабов и рабовладельцев. Рост рабовладения и жестокая эксплуатация вызвали ответные действия рабов. Наиболее крупные восстания произошли в Сицилии. К середине II в. до н. э. концентрация рабов на острове достигла огромных размеров. Многочисленность рабов, их дешевизна и постоянный приток извне были причиной особенно жестоких форм эксплуатации. В 136 г. в Энне вспыхнул рабский мятеж во главе с сирийцем Евном. Восставшие выбрали его царем под именем Антиоха3. Другим центром стал Агригент, где восставшими руководил киликиец Клеон. Обе армии объединились. В руках восставших оказались многие города центральной части острова. В 134-133 гг. римляне безуспешно посылали войска в Сицилию. Только в 132 г. консул Рупилий взял центры восстания Энну и Тавромений. Клеон пал в бою, а Евн умер в римской тюрьме.

В 104 г. в юго-западной части острова началось новое восстание, во главе которого стояли Сальвий и Афинион. Как и в первом восстании, рабы образовали свое государство, Сальвий был провозглашен царем и принял имя Трифона4. Столицей стал город Триокала. В течение двух лет рабы защищались от карательных экспедиций. В 102 г. до н. э. Трифон умер. Его преемником стал Афинион. Только в 101 г. консул Маний Аквилий разбил восставших в большом сражении, в котором погиб Афинион. После этого римляне взяли Триокалу и подавили восстание.

Восстания рабов — стихийные, недостаточно организованные — были обречены на поражение. Рабские восстания и движение за реформы в Риме не были непосредственно связаны. Между свободным римлянином и рабом лежала столь глубокая пропасть, что о союзе не могло быть и речи. Римское государство все еще находилось на подъеме, и восстания рабов не могли перерасти в движение, способное уничтожить рабовладельческий строй.

 

4. МАРИЙ И СУЛЛА

 

После подавления движения Гракхов позиции правящей группы усилились. Римская политическая жизнь контролировалась небольшим числом знатных родов; исключительность их положения породила небывалую коррупцию, охватившую весь государственный организм. Это явилось причиной нового политического кризиса, толчком к которому стала так называемая Югуртинская война (111-105 гг. до н. э.).

В 118 г. до н. э. умер нумидийский царь Миципса, сделавший наследниками двух сыновей и племянника Югурту, между которыми началась борьба за власть. Римляне разделили царство между претендентами. Через несколько лет Югурта ликвидировал обоих соперников и вопреки римскому арбитражу захватил Нумидию. Сенат не сумел вовремя остановить его отчасти из-за подкупа царем римских послов. Весной 113 г. Югурта захватил г. Цирту и перебил все население, среди которого было много римских граждан. Это вызвало возмущение римских всадников, под давлением которых была объявлена война. В 111 г. римляне начали успешное наступление, однако путем подкупа Югурта добился выгодного для себя мира. В 109 г. война возобновилась. Римская армия, возглавляемая одним из представителей правящей олигархии, Авлом Постумием, потерпела позорное поражение.

Это переполнило чашу терпения римлян. Народ, всадники и даже часть нобилитета выступили против правящей группы. Была создана специальная комиссия по расследованию событий, связанных с Югуртой. Ряд особо скомпрометированных аристократов подвергся изгнанию. В Нумидию был послан новый полководец — Квинт Цецилий Метелл, которому удалось добиться успеха. Югурта потерпел поражение, но война затягивалась. Партизанские действия нумидийцев значительно осложняли борьбу. В Риме началось недовольство Метеллом, от которого ждали скорой победы. Этим воспользовался легат5 Метелла Гай Марий, выходец из незнатной семьи из г. Арпина в Лации. Марий был избран консулом на 107 год и командующим в войне с Югуртой. Перед отплытием в Африку он стал набирать подкрепления, впервые допустив добровольцев из числа лиц, не входивших в цензовые списки. Теперь доступ в армию получили пролетарии. Это явилось важным шагом на пути профессионализации армии, которая утрачивала характер полисного ополчения и превращалась в угрозу для республики.

Несколько позже Марий провел другую военную реформу, подразделив легион на когорты. Когорта состояла из трех манипулов по 200 человек. Это улучшило маневренность легиона и значительно повысило боевые качества армии. Когорта могла решать боевые задачи как в рамках более крупного соединения (легиона или группы легионов), так и самостоятельно6.

Однако и Марию не удалось одержать быструю победу. Только в 105 г. Югурта был оттеснен во владения своего тестя, царя Мавритании Бокха. После долгих колебаний Бокх выдал его римлянам. Последний акт войны нанес удар по самолюбию Мария, поскольку честь поимки Югурты стали приписывать квестору Луцию Корнелию Сулле, которому Бокх непосредственно передал нумидийского царя. Сулла сближается с врагами Мария, возглавляемыми родом Метеллов.

И все же авторитет Мария был огромен. В январе 104 г. до н. э. ему был устроен триумф7, в котором провели пленного Югурту. После этого царь был задушен в римской тюрьме. Часть Нумидии стала римской провинцией.

Еще в 113 г. до н. э. на северо-востоке Италии появились два германских племени — кимвры и тевтоны. После серии поражений римлян постигла катастрофа. В 105 г. в битве при Араузионе большая римская армия была наголову разбита германцами. Италия оказалась под угрозой вторжения. В этой ситуации происходит новое выдвижение Мария, который стал фактическим диктатором Рима. В течение пяти лет подряд он избирается консулом. В 102 г. в битве при Аквах Секстиевых Марий разбил тевтонов, а на следующий год при Верцеллах были уничтожены кимвры. Остатки этих племен были проданы в рабство.

С окончанием войны отпала необходимость в особых полномочиях Мария. Стремясь сохранить свою власть, он вступает в союз с двумя популярами — Сатурнином и Главцией. В 100 г. до н. э. Марий в шестой раз стал консулом, Сатурнин был избран народным трибуном, а Главция — претором.

Сатурнин предложил аграрный закон, предусматривавший наделение землей ветеранов Мария, среди которых было немало италиков. Становясь жителями колоний, они автоматически приобретали права римского гражданства. Районами колонизации были избраны Африка и Цизальпинская Галлия. Во главе всего предприятия Сатурнин планировал поставить Мария, в руках которого снова сосредоточивалась огромная власть. Закон имел еще один пункт: в случае принятия его народным собранием сенаторы под угрозой изгнания должны были принести присягу, что будут его соблюдать.

Значительная часть сената и плебса выступила против законопроекта. Лишь путем открытого насилия Сатурнин сумел его провести. Сенату пришлось дать требуемую присягу, только старый враг Мария Метелл отказался повиноваться и был вынужден покинуть Италию.

Год кончался, наступили выборы на следующий, 99-й год. Сатурнин снова прошел в трибуны, а Главция претендовал на консульство. Атмосфера накалилась, популяры использовали все средства, вплоть до политических убийств, что вызвало волну возмущения. Сенат принял крайнее решение. Марий, опасаясь слишком дискредитировать себя союзом с Сатурнином, выступил на стороне сената. 10 декабря 100 г. до н. э. на форуме произошла схватка между людьми Сатурнина и сторонниками сенатской партии. Последние победили, Сатурнин и Главция были убиты, а Метелл вернулся из изгнания. Марий теперь надолго отошел от политики.

Мятеж Сатурнина сплотил сенат и всадников, но их союз был недолгим. В конце 90-х годов произошел конфликт из-за провинции Азия. Наместник Азии Муций Сцевола вел борьбу с произволом публиканов в провинции. В ответ на это всадники привлекли к суду легата Сцеволы Публия Рутилия Руфа. Несмотря на явную невиновность, Рутилий был обвинен в вымогательствах и приговорен к изгнанию.

Ответом на это скандальное дело была попытка консервативных реформ. В 91 г. народный трибун Марк Ливий Друз, сын противника Гракхов, предложил вернуть суды сенату. Понимая трудность прямого наступления на всадников, он предложил компромисс. Суды передавались сенату, который пополнялся 300 новых членов из числа всадников. Проект встретил отпор с обеих сторон. Часть сенаторов вообще не хотела допускать всадников в свои ряды. Сами всадники понимали, что, будучи выгодным для некоторых лиц, план Друза был невыгоден для сословия в целом. Однако Друз не сдавался. Он предложил новый план колонизации и расширения хлебных раздач и тем самым заручился поддержкой плебса. Несмотря на оппозицию, законы были приняты народным собранием.

После этого успеха Друз предпринял очередную попытку поставить вопрос о предоставлении гражданства италикам. Как и его предшественники, он потерпел неудачу. Провалом закона об италиках воспользовались противники Друза, которые добились отмены и остальных его законов. Вскоре после этого Друз погиб от кинжала неизвестного убийцы.

Многократные провалы законопроектов о союзниках убедили последних в необходимости самим выступить в защиту своих прав. В конце 91 г. до н. э. в Аускуле Пиценском произошло восстание, к которому присоединилась значительная часть союзников. Движение имело два очага: один в Центральной Италии, где выступили племена марсов, пелигнов и пр., другой в Самнии, где против Рима поднялись самниты и луканы. Риму предстояло новое покорение Италии — одна из самых трудных войн, которые он когда-либо вел. Союзники предъявили Риму ультиматум с требованием прав гражданства. Ответом были репрессии против сторонников Друза. Италики отделились от Рима, образовав независимое государство по типу римского с магистратами, сенатом и народным собранием. Столицей стал Корфиний, переименованный в «Италию». Началась война, получившая название Союзнической.

В 90 г. до н. э. италикам удалось одержать ряд побед, результатом которых было взятие ряда римских крепостей. На юге самниты выбили римлян из Кампании. Эти неудачи римлян вызвали брожение в оставшихся верными им Умбрии и Этрурии. Римлянам пришлось пойти на уступки. В конце года по закону Юлия гражданство получили жители союзных общин, еще не отпавших от Рима. В начале 89 г. был принят новый закон, согласно которому каждый член союзной общины, подавший заявление римскому претору в течение двух месяцев, становился римским гражданином. Эти маневры внесли раскол в ряды восставших и позволили Риму начать наступление. В 89 г. была разгромлена северная армия союзников и взяты Аускул и Корфиний. В Самнии с большим искусством и не меньшей жестокостью действовал Сулла, одержавший ряд побед над самнитами и луканами. К 88 г. восстание было подавлено, остатки его участников отступили на юг Италии. Римляне готовились к последней схватке, однако новые внешнеполитические события отсрочили подавление восстания союзников.

Союзническая война была важным событием римской истории. Число граждан увеличилось более чем вдвое. События 91-88 гг. стали переломом на пути превращения римского полиса в италийскую державу. Новая Италия приобретала черты унитарного государства. Пока еще перелом носил в основном юридический характер, и требовались десятилетия, чтобы процесс слияния Италии и Рима завершился. Кроме того, новые граждане были распределены только в 8 из 35 триб, что ограничивало их права.

В 90-х годах до н. э. на восточной границе Рима в Малой Азии усиливается Понтийское царство во главе с энергичным правителем Митридатом VI Евпатором. Захватив Боспор, Колхиду и Малую Армению и выдав дочь за армянского царя Тиграна, Митридат мечтал о создании мощного государства, способного стать преемником эллинистических монархий. Весной 88 г. понтийский царь вторгся в римскую Азию и без труда захватил ее. Завоевание провинции сопровождалось страшной резней живших там римлян и италиков. Коренное население приветствовало Митридата, выступавшего в роли освободителя от ига римлян. После этого понтийцы двинулись на Македонию и Грецию. Римские владения на Востоке оказались под угрозой.

Римское правительство решило послать в Грецию войска под командованием Суллы, который был консулом 88 года. В этот момент на сцене снова появился Марий, попытавшийся присвоить руководство восточным походом. Он заручился поддержкой народного трибуна Сульпиция Руфа, бывшего друзианца, который надеялся с помощью Мария продолжить деятельность Друза. Сульпиций вносит ряд законопроектов. Из ссылки были возвращены многие жертвы репрессий 91 года. Италиков предполагалось распределить по всем 35 трибам, Марий должен был получить командование в войне на Востоке. Консулы устроили обструкцию и объявили юстиций — временное прекращение деловой жизни. Опираясь на ветеранов Мария и часть всадников, Сульпиций добился отмены юстиция и проведения своих законов. После этого Сулла бежал к стоявшей возле Нолы армии и поднял ее против Рима. Впервые римская армия двинулась против собственной столицы. Город был взят, Сульпиций погиб, а Марий и некоторые из его сторонников, будучи объявлены вне закона, бежали из Италии.

Сулла отменил законы Сульпиция и поспешил на Восток. Выборы на 87 год закончились компромиссом: консулами стали сулланец Октавий и противник Суллы Луций Корнелий Цинна.

Сразу после отъезда Суллы между консулами начался конфликт, закончившийся победой Октавия. Цинна бежал на юг и по примеру Суллы двинул против Рима войска. К нему присоединились Марий и его сторонники. В июне 87 г. сенат и Октавий капитулировали, консулами на 86 год были избраны Марий и Цинна. Марианцы вошли в Рим, устроив страшную резню своих противников. Особенно свирепствовал отряд рабов, нанятый Марием. Репрессии приняли такие размеры, что Цинна был вынужден перебить этот отряд.

После смерти Мария в самом начале 86 г. Цинна стал фактическим диктатором. В течение трех лет подряд он удерживал должность консула. Италики были распределены по всем 35 трибунам, однако на этом реформы закончились. Во всем остальном власть была в руках небольшой группы людей, опиравшейся на армию. Цинна и его партия утратили связь с демократическим движением. В 84 г. Цинна был убит взбунтовавшимися солдатами. Это стало началом кризиса режима.

Марианская диктатура представляет собой первый опыт военной диктатуры в Риме. Марий, а затем Цинна были первыми политиками нового типа, не связанными с традиционными полисными силами, опиравшимися на разнородную личную партию и создавшими режим личной власти.

В это время Сулла успешно начал кампанию на Востоке. В середине 87 г. он высадился в Греции и осадил Афины, вставшие на сторону Митридата. К весне 86 г. город был взят. Между тем в Грецию вступила армия Митридата. Примерно в это же время в Греции появилось и большое войско марианцев во главе с Валерием Флакком. В 86 г. Сулла разбил Митридата в двух сражениях — при Херонее и при Орхомене. Римляне снова овладели Грецией.

В армии Флакка вспыхнул мятеж. Командующий был убит, а на его место солдаты выбрали главаря мятежа Гая Фимбрию. Он двинулся в Азию и разбил Митридата у Пропонтиды. В Эгейском море господствовал римский флот. В этой ситуации понтийский царь пошел на переговоры с Суллой. В августе 85 г. в Дардане был заключен мир, по которому Митридат освобождал все захваченные им римские территории и выплачивал контрибуцию в 2 тыс. талантов.

После окончания войны с Митридатом Сулла готовится к борьбе с политическими противниками. В Пергаме он встретился с войском Фимбрии, которое без боя перешло на его сторону. Фимбрия покончил с собой.

Весной 83 г. до н. э. Сулла с 40-тысячной армией высадился в Брундизии. Гражданская война началась. Марианцы мобилизовали свыше ста тысяч человек, к ним также присоединились остатки самнитских инсургентов. У Суллы тоже было много союзников. В Италии действовали войска Метелла Пия, сына врага Мария; в Пицене восстал молодой полководец Гней Помпей, из Африки прибыл отряд во главе с Марком Лицинием Крассом. В 83 г. Сулла одержал крупную победу над марианцами. На следующий год во главе марианских сил встали два способных полководца — Карбон и Марий Младший, сын Мария. Но марианцы были разбиты, Карбон бежал в Африку, а Марий был заперт в г. Пренесте. Вскоре город был взят сулланцами, Марий покончил с собой. Остатки самнитов и марианцев двинулись на Рим. 1 ноября 82 г. у Коллинских ворот произошло сражение, в котором они были разбиты. Сулла стал хозяином Рима. Вскоре марианцы были вытеснены из Сицилии, Африки и Испании. Особо отличился Гней Помпей, которому Сулла устроил триумф и дал прозвище Великий (Magnus).

Гней Помпей Великий
Гней Помпей Великий

Из Лициниевой гробницы в Риме. Мрамор. 30-50 гг. н.э.

Этот портрет является копией с бронзовой статуи, которая стояла в Театре Помпея и у ного которой был убит Юлий Цезарь.

Копенгаген. Новая глиптотека Карлсберга

Сулла получил диктаторские полномочия. В отличие от обычной диктатуры они не были ограничены сроком и зависели от личной воли Суллы. Это давало ему бесконтрольную власть и было новым шагом к созданию монархии. Другим характерным моментом было то, что особое положение Суллы было оформлено в рамках республиканской системы. Наряду с диктатором продолжали функционировать комиции, сенат и большинство магистратов. Теперь все они находились под контролем Суллы.

Диктатура Суллы началась с уничтожения политических противников. В ходе войны в ряде городов (Пренесте, Эзерния, Норба и др.) сулланцы уничтожили все мужское население. По всей Италии действовали карательные отряды. Некоторые города лишились своих владений, у других были срыты стены. Особенно жестоко был опустошен Самний. Став диктатором, Сулла опубликовал списки людей, подлежащих уничтожению (проскрипции). Общее число проскрибированных достигло 5 тыс. Дети жертв Суллы лишались гражданских прав, помощь проскрибированным каралась смертью, за донос рабы получали свободу, а свободные — денежную награду.

Социальная политика Суллы направлена была на вознаграждение тех сил, которые привели его к власти. Свыше 120 тыс. ветеранов диктатора получили землю в Италии. С этой целью по всей стране проводились массовые конфискации. Офицеры Суллы получали деньги, магистратуры и места в сенате. Многие из них стали богачами, огромное состояние составил и сам Сулла. Десять тысяч рабов, принадлежавших жертвам репрессий, были отпущены на волю и стали называться «Корнелиями» в честь своего освободителя.

Одновременно с этим Сулла провел ряд консервативных реформ с целью реставрации старой республики. Власть сената существенно увеличилась, а сам он был пополнен 300 новыми членами из числа сторонников диктатора. Было упорядочено прохождение магистратур с целью предотвращения концентрации власти и передачи их под контроль сената. Была отменена цензура. Ограничивались полномочия консулов; существенному ограничению подверглись права народных трибунов, которые теперь не могли проводить законы без санкции сената и занимать другие магистратуры. Судебные комиссии были отданы сенату.

В ряде случаев Сулла уже не мог сопротивляться новым тенденциям. Он сохранил равное распределение италиков по трибам и разделил Италию на муниципальные территории, предоставив муниципальные права ряду городов. В 79 г. он сложил с себя власть, а год спустя умер от болезни.

Деятельность Суллы носила противоречивый характер. Общей тенденцией законодательства была реставрация республики, однако социальная политика диктатора, его произвол и репрессии объективно оказывали разрушительное действие на республиканский строй, расчищая дорогу монархии.

Анализируя основы принципата, Ф. Энгельс писал, что «материальной опорой правительства было войско, которое гораздо более походило на армию ландскнехтов, чем на старое римское крестьянское войско, а моральной опорой — всеобщее убеждение, что из этого положения нет выхода...»8. Оба эти фактора появились ко времени конфликта Мария и Суллы и окончательно сформировались в период двух диктатур.

 

5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В 70—50-е ГОДЫ ДО Н. Э.

 

Разрушительные последствия гражданской войны были разнообразны. Это были внутренние смуты, вызванные обострением противоречий, внешнеполитические осложнения, связанные с ослаблением Рима и отвлечением его сил, и, наконец, рост провинциальных восстаний, движения рабов и пиратства.

После смерти Суллы активизировались его противники и те, кто пострадал от его режима. Их поддержали массы плебса и многие италики. Во главе движения встал консул 78 г. Марк Эмилий Лепид. Будучи послан для подавления восстания против сулланских колонистов в Этрурии, Лепид повернул войска на Рим и потребовал восстановления власти трибунов и возвращения изгнанников. Правительственные силы во главе со вторым консулом Квинтом Катулом и Помпеем с трудом подавили восстание. Лепид вскоре умер, а остатки его армии во главе с Марком Перперной ушли в Испанию.

Еще в 80 г. до н. э. в Испании началось восстание, возглавленное талантливым полководцем Квинтом Серторием, который сумел объединить движение марианцев с восстанием местных племен. В течение ряда лет против него сражались главные силы римлян во главе с Метеллом Пием и Помпеем. В 76-74 гг. Серторий одержал ряд побед, но потом наступление правительственных войск возобновилось. Среди повстанцев начались разногласия, и в 72 г. Серторий погиб в результате заговора, организованного его окружением. Вскоре после этого восстание было подавлено.

Примерно в это же время Италию охватило грандиозное восстание рабов. В начале лета 73 г. из одной гладиаторской школы в Капуе бежали 60 или 70 гладиаторов. Во главе их стояли фракиец Спартак и галлы Крикс и Эномай. Восставшие ушли на гору Везувий, где и обосновались в потухшем кратере. Римляне послали к горе отряд в 3 тыс. человек во главе с претором Клодием. Клодий преградил дороги на вершину Везувия, но Спартак спустился с обрыва к нему в тыл и одержал победу. В Кампании гладиаторы разбили претора Публия Вариния. Восстание охватило юг полуострова. Когда Спартак прошел Кампанию и Луканию, его армия достигла 70 тыс. человек.

Вождь восставших рабов намеревался перейти через Альпы и вывести свою армию в свободные от римлян земли. Против рабов были посланы оба консула 72 года — Геллий и Лентул. Среди повстанцев начались разногласия, и отряд Крикса, состоящий из галлов и германцев, отделился от основных сил. У г. Гаргана он был разбит римлянами, Спартак действовал с бо́льшим успехом, ему удалось добиться победы над обоими консулами и прорваться в Северную Италию. У г. Мутины он разбил войска наместника Цизальпинской Галлии Гая Кассия, который пытался преградить ему путь. Наконец, Спартак вышел к Альпам. Цель была близка, но большинство армии Спартака отказалось уходить в неизвестные места и потребовало повернуть на Рим. Спартак двинулся на юг.

В это время римляне мобилизовали все имевшиеся в Италии силы, во главе которых встал претор 72 года Марк Лициний Красс. Спартак продолжал отходить на юг, преследуемый римским командующим. Теперь он планировал переправиться в Сицилию, чтобы начать там новое восстание. Войско Спартака вышло в Бруттий, но переправа в Сицилию не состоялась. Тем временем Красс провел ров поперек перешейка и отрезал Спартака в Бруттии. Снежной ночью Спартак прорвал оборону римлян и вышел в Луканию. Теперь он устремился к крупному порту Брундизию, где надеялся захватить флот и бежать из Италии.

На помощь Крассу были направлены войска Помпея, закончившие войну с Серторием; из Фракии были вызваны легионы Марка Лициния Лукулла, которые заняли Брундизий. Спартак оказался в кольце. Весной 71 г. в Апулии произошло генеральное сражение с Крассом. Восставшие рабы были разбиты, Спартак пал в бою. Остатки его армии были уничтожены Помпеем.

После разгрома Спартака возле Рима стояли армии Помпея и Красса. Многие ожидали конфликта, но соперничавшие полководцы примирились и были выбраны консулами на 70 год. Под давлением общественного мнения они ликвидировали ряд законов Суллы. Была восстановлена цензура и власть народных трибунов. По закону Аврелия Котты суды теперь состояли из сенаторов, всадников и эрарных трибунов, являвшихся самой богатой частью плебса. Реформы 70 года были социальным компромиссом. В политической борьбе на некоторое время наступило затишье.

Усиление единоличной власти снова было вызвано внешним фактором. Гражданская война, деятельность Митридата и Сертория, восстания рабов привели к росту пиратства, центрами которого стали Киликия и Крит. Пиратство создало серьезную угрозу торговым путям в Средиземном море. В 67 г. по закону трибуна Авла Габиния было решено предоставить одному командующему власть на море и прибрежной полосе в 50 миль в глубину. На эту должность был избран Помпей. Собрав более 500 кораблей, он за 40 дней очистил море от пиратов, а затем разгромил их базу в Киликии. Эта кампания сделала его самым популярным полководцем в Риме.

Следующим этапом карьеры Помпея была так называемая Третья Митридатова война. После мира 85 г. до н. э. отношения между царем и Римом оставались напряженными. В 83-82 гг. произошел небольшой инцидент, получивший название Второй Митридатовой войны. В 75 г. до н. э. Никомед, царь Вифинии, государства на северо-западе Малой Азии, завещал свое царство Риму. Это послужило поводом к третьей войне. С 74 г. командующим на Востоке был Луций Лициний Лукулл. Он разбил Митридата и вытеснил его из Вифинии и Понта, заставив бежать к зятю, Тиграну Армянскому. Отказ последнего выдать Митридата послужил поводом для войны между Римом и Арменией. Осенью 69 г. Тигран был разбит у Тигранакерта, в 68 г. Лукулл двинулся на столицу Армении Артаксату (Арташат), но его поход был неудачным. Митридат перешел в наступление, отвоевав Понт и Армению.

В начале 66 г. до н. э. командование передали Помпею. Митридат снова был разбит и вытеснен из своих владений. Ему пришлось бежать в Колхиду, а оттуда — в Боспорское царство. Вскоре сын царя Фарнак поднял там мятеж, в результате которого Митридат погиб. Понт и Вифиния были превращены в римскую провинцию. Вслед за этим Помпей подошел к Артаксате и заставил Тиграна признать себя вассалом Рима и отказаться от всех завоеваний. В 63 г. до н. э. в римскую провинцию была превращена Сирия; к ней вскоре присоединили Иудейское царство, пользовавшееся некоторыми правами автономии. Поход Помпея привел к новому расширению Римской державы на Востоке.

За время отсутствия Помпея в Риме был раскрыт опасный заговор. Группа молодых нобилей, поддержанная ветеранами Суллы и значительной частью деклассированных элементов, попыталась захватить власть. Во главе заговора стоял Луций Сергий Катилина, выходец из знатного, но обедневшего рода. В 63 г. Катилина пытался стать консулом, выдвинув лозунги передела земли и отмены долгов, но потерпел поражение благодаря энергичным мерам известного оратора Марка Туллия Цицерона. Представитель всаднического сословия Цицерон, став консулом, выдвинул программу сотрудничества всадников и сената. Он выступил с речами, разоблачающими Катилину. Катилина бежал в Этрурию, где формировались военные отряды. Группа его сторонников в Риме была арестована; сенат приговорил их к смертной казни. Решение было противозаконным, поскольку римского гражданина нельзя было казнить без санкции народного собрания, однако выступление ярого консерватора Марка Порция Катона склонило сенат к вынесению смертного приговора. Сторонники Катилины были казнены, его войско было разбито в битве при Пистории в начале 62 г., а сам он пал в бою.

В конце 62 г. до н. э. в Брундизии высадился Помпей. Вопреки общему ожиданию он распустил войска. После этого победоносный полководец потребовал от сената утверждения всех его мероприятий на Востоке и земельных раздач для солдат. Получив отказ, Помпей сближается с Крассом и другим влиятельным политиком — Гаем Юлием Цезарем. Негласное соглашение этих трех лиц получило название Первого триумвирата. С помощью своих союзников Цезарь стал консулом на 59 г. до н. э. и провел в жизнь требования Помпея. После окончания срока он получил наместничество в Цизальпинской Галлии и Иллирии и начал одну из самых крупных войн, которые когда-либо вел Рим. В планы Цезаря входило завоевание всей огромной территории Трансальпийской Галлии, на которой размещаются современные Франция, Бельгия, Нидерланды и Швейцария.

Гай Юлий Цезарь
Гай Юлий Цезарь

„Green Caesar“. Граувакка из Египта. 1-50 гг. после Р.Х.

Берлин. Античное собрание

В 58 г. до н. э. началось переселение галльского племени гельветов из нынешних швейцарских областей на запад. Под предлогом помощи союзникам Рима — эдуям, подвергшимся угрозе нападения, Цезарь разбил гельветов. В том же году он отбил попытку вторжения в Галлию зарейнских германцев, а в 57 г. подчинил многочисленные племена белгов, населявших северо-восточную часть Галлии, и стал к концу 56 г. хозяином всей страны. В 55 г. до н. э. Цезарь разбил вторгшиеся в Галлию германские племена узипетов и тенктеров и совершил демонстрацию против германцев, перейдя Рейн. Спустя два года он повторил этот демарш. Набеги германцев на Галлию прекратились. В 55-54 гг. до н. э. были предприняты две экспедиции в Британию. Несмотря на тактический успех, Цезарь не стал закрепляться на острове. 52 год стал годом крупного общегалльского восстания, во главе которого встал способный вождь Верцингеторикс. После упорной борьбы Цезарь осадил его в крепости Алезия. После разгрома пришедшего на помощь галльского ополчения Алезия капитулировала. К концу 51 г. восстания в Галлии были подавлены. Рим получил новые огромные территории.

Громадная добыча усилила влияние Цезаря. Кроме того, в галльских походах он создал сильную и преданную ему армию. Все это вызвало опасения Помпея, который начал сближаться с врагами Цезаря, возглавляемыми Катоном. Триумвират дал трещину еще в середине 50-х годов до н. э. В 54 г. состоялся раздел провинций: Помпей получил Испанию, а Красс — Сирию и право вести войну с восточным соперником Рима — Парфией. В 53 г. в битве при Каррах римляне потерпели сокрушительное поражение. Красс погиб в бою. Триумвират распался.

В 50 г. до н. э. Помпей начинает склонять сенат к решению о досрочном прекращении наместничества Цезаря в Галлии. 1 января 49 г. сенат принимает соответствующую резолюцию, игнорируя интерцессию народных трибунов Марка Антония и Квинта Кассия. Это послужило для Цезаря предлогом к началу гражданской войны.

 

6. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 49-45 ГГ. ДО Н. Э.
ДИКТАТУРА ЦЕЗАРЯ

 

В начале января 49 г. до н. э. Цезарь перешел р. Рубикон, отделявшую Италию от Галлии, и стремительным броском овладел Северной Италией. Помпей и его сторонники бежали из Рима, даже не успев захватить государственную казну. Значительная часть войск Помпея капитулировала под Корфинием, а сам Помпей с пятью легионами отступил в Брундизий, откуда затем эвакуировался в Грецию. В июле — августе 49 г. Цезарь двинулся в Испанию, где стояли семь легионов Помпея, и заставил их сдаться. В следующем, 48 г. Цезарь переправился в Грецию. После длительных военных действий и неудачного боя под Диррахием он разгромил Помпея в решающей битве при Фарсале (в Фессалии). Помпей бежал в Египет, но египетские власти даже не дали ему высадиться: он был убит в лодке, когда плыл к берегу.

Преследуя Помпея, Цезарь с небольшим отрядом прибыл в Александрию, где вмешался в династическую борьбу между молодым царем Птолемеем XII и его сестрой Клеопатрой. После опасной и затяжной войны Цезарь одержал победу над Птолемеем и посадил на престол Клеопатру.

За время отсутствия Цезаря положение изменилось не в его пользу. Помпеянцы собрали большие силы в Африке, где их поддержал царь Нумидии Юба. Сын Митридата Фарнак, воспользовавшись гражданской войной в Риме, стал захватывать утраченные ранее области. Против него двинулся Цезарь. В августе 47 г. до н. э. Фарнак был разбит. Вскоре после этого Цезарю удалось прекратить волнение в Риме. В конце 47 г. он переправился в Африку, где в августе 46 г. армия помпеянцев была уничтожена в битве при Тапсе. В Африке погибли все лидеры антицезарианской партии, в том числе Катон и Юба. В 45 г. состоялось последнее сражение этой войны: при Мунде в Испании были разгромлены сыновья Помпея; старший из них, Гней, пал в бою, младшему, Сексту, удалось бежать.

Начиная с 59 г. Цезарь сохранял империй, будучи проконсулом; в 48 г. его избрали в консулы. Новым этапом в развитии его власти был период после Фарсала. В 48 г. он стал диктатором на неопределенный срок, в 46 г. получил диктатуру на 10 лет, а с 45 г. — пожизненно. Кроме того, с 48 по 44 г. Цезарь ежегодно был консулом, имел цензорские полномочия, трибунскую власть и почетные титулы императора и отца отечества. Кроме того, он был верховным понтификом, что делало его главным жрецом Рима. Спецификой римской монархии продолжало оставаться сохранение полисных институтов, над которыми надстраивалась диктатура Цезаря.

Сенат увеличивался до 900 человек, а число квесторов — до 40. Цензура была отменена, комплектование сената взял в свои руки диктатор. Число магистратов возросло: преторов стало 16, а эдилов — 6.

Деятельность Цезаря была подчинена усилению своей партии, общей стабилизации положения и вместе с тем решению новых проблем по превращению Рима в империю. Многие из его сторонников получили магистратуры и места в сенате. Солдатам и офицерам раздавались денежные награды, 80 тыс. ветеранов получили землю. В отличие от Суллы Цезарь не проводил репрессий. Его лозунгом был бескровный гражданский мир, а после битвы при Тапсе была объявлена общая амнистия. Хлебные раздачи были сокращены вдвое. В Риме и провинциях велось крупное строительство. Элемент стабилизации выразился и в реформе календаря.

Цезарь взял курс на романизацию провинций. Колонии ветеранов выводились в Галлию, Испанию, Африку и другие области. Цезарь начал давать гражданство целым областям. В 49 г. его получила Транспаданская Галлия, а затем и многие общины в Испании и Нарбонской Галлии. Законы об оскорблении величия и о вымогательствах упорядочили провинциальное управление. Незадолго до смерти Цезарь готовился к грандиозному походу на Парфию и североевропейских варваров.

В конце 45 г. против Цезаря был организован заговор во главе с Марком Юнием Брутом и Гаем Кассием Лонгином. Среди заговорщиков были бывшие помпеянцы и некоторые из сторонников Цезаря. 15 марта 44 г. до н. э. Цезарь был убит в сенате.

Реформы Цезаря были логическим следствием всего предшествующего развития республики, но вместе с тем они стали качественным переломом в процессе перехода от республики к империи, который теперь стал необратим.

 

7. ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ ПОСЛЕ СМЕРТИ ЦЕЗАРЯ

 

Заговорщики обладали весьма ограниченными силами и были обязаны своим успехом всеобщей растерянности. 17 марта 44 г. сочувствовавший им сенат вынес компромиссное решение: убийцы Цезаря получили амнистию, а все распоряжения диктатора оставались в силе. Последнее было выгодно и заговорщикам, поскольку многие из них занимали высокие посты согласно распоряжениям Цезаря, а один из них, Децим Брут, получил в управление Цизальпинскую Галлию. Власть вскоре перешла к видному сподвижнику Цезаря Марку Антонию, консулу 44 года. Антоний провел закон, по которому галльская провинция доставалась ему. Децим Брут отказался подчиниться.

В это время в Риме появился 19-летний внучатый племянник Цезаря Гай Октавий, которого диктатор усыновил незадолго до своей смерти. Не сумев найти общего языка с Антонием, Октавиан сближается с сенатской оппозицией во главе с Цицероном.

В начале 43 г. до н. э. Антоний двинулся против Децима Брута и осадил его в Myтине. Сенат объявил Антония врагом отечества и выслал сильную армию во главе с консулами 43 г. Гирцием и Пансой и Октавианом в ранге пропретора. Марк Брут получил Македонию, а Кассий — Сирию. В двух сражениях у Мутины Антоний потерпел поражение и бежал на север. Оба консула погибли в бою, и сенат, не доверяя Октавиану, приказал ему передать войска Дециму Бруту. Это сблизило Октавиана с Антонием. Октавиана поддержали бывшие ветераны Цезаря. В ноябре 43 г. Октавиан, Антоний и наместник Ближней Испании Марк Эмилий Лепид были объявлены триумвирами для устройства государства сроком на 5 лет с неограниченными полномочиями.

Началась расправа с противниками Цезаря. Его убийцы были поставлены вне закона. После вступления в Рим триумвиры начали террор против политических противников, который превзошел даже проскрипции Суллы. Террор уничтожил всех противников триумвиров и сопровождался грабежами и конфискациями. Одной из жертв террора стал Цицерон.

В 42 г. до н. э. Антоний и Октавиан двинулись против Брута и Кассия. В двух сражениях у Филипп (в Македонии) армия заговорщиков была разбита, Брут и Кассий покончили с собой. Октавиан уехал в Италию. Антоний остался на Востоке, где позднее провел неудачную кампанию против Парфии. Он вступил в союз с египетской царицей Клеопатрой VII, а затем женился на ней.

Новым противником триумвиров стал сын Помпея Секст, уцелевший после битвы при Мунде. Он захватил Сицилию и создал там своеобразное полупиратское государство, которое стало оплотом всех врагов нового режима. В сентябре 36 г. Помпей был разбит в двух морских битвах флотом Октавиана и бежал в Малую Азию, где был казнен по приказу Антония. В том же году Октавиан лишил Лепида власти триумвира.

Клеопатра VII
Клеопатра VII (69-30)

Мрамор. 40-30 гг. до Р.Х.

Берлин. Античное собрание

Теперь Октавиан и Антоний остались один на один. Конфликт между ними был неизбежен. 2 сентября 31 г. до н. э. состоялось решающее сражение близ западного побережья Греции, у мыса Акция. Флот Антония был разбит, Клеопатра в разгар боя отплыла в Египет, Антоний бросился за ней; сухопутная армия Антония сдалась без боя. Летом 30 г. Октавиан начал наступление на Египет и 1 августа торжественно вступил в Александрию. Антоний, а затем и Клеопатра покончили с собой. Египет был присоединен к римским владениям. Гражданские войны закончились победой нового диктатора, на сей раз навсегда.

 

8. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ9

 

В отличие от Афин Рим но создал высокой культуры в период своего становления и процветания в качестве города-государства. Об этой эпохе его культурного развития мы знаем в основном лишь из сообщений позднейших авторов, рассматривавших прошлое своего родного города под неким определенным углом зрения и стремившихся доказать, что Рим достиг господства сперва над Италией, а затем и над остальными подчиненными им странами благодаря исключительным моральным качествам своих граждан: мужеству, дисциплинированности, воздержанности, свободолюбию, высокому понятию о долге, уважению к божеским и человеческим законам, а главное — беззаветной преданности отечеству, ради которого граждане не щадили ни трудов, ни детей, ни жизни. Целая галерея иллюстрирующих этот идеал образов украшала раннюю римскую историю: основатель республики и первый консул Луций Юний Брут, осудивший на смерть своих сыновей, замешанных в заговоре в пользу изгнанного царя Тарквиния; Муций Сцевола, пробравшийся в лагерь осаждавшего Рим этрусского царя Порсены с целью его убить и, будучи пойманным, сжегший на костре руку в доказательство стойкости римлян, и др.

Мы не знаем ни когда сложились эти предания, ни какое зерно истины они содержат. Но, несомненно, они отражают мировоззрение граждан древнейшего Рима, для которых их родной город с его народными собраниями, сенатом, магистратами, богами, законами, обычаями и традициями был высшей ценностью, высшей инстанцией одобрения и осуждения.

У римлян не было похожей на греческую развитой мифологии со стройной системой представлений о сотворении мира и человека, взаимоотношениях и установлениях богов. Их религиозные воззрения долгое время определялись представлением о присущих всем предметам, процессам и явлениям внутренних силах, безличных и неопределенных, часто мыслившихся как множественности. Таковы были души умерших — маны (благодетельные души предков-покровителей — лары и зловредные тени не погребенных должным образом покойников — ларвы); хранители отдельного дома и всего города — пенаты. Множествен, видимо, был первоначально и важнейший из древнеиталийских богов — Марс, олицетворявший некогда силы дикой природы и территории, лежавшей за священной границей города.

Из богов, издавна имевших свою определенную индивидуальность, наибольшее значение приобрел Юпитер, бог возвышенностей, грома, дождя. Ему еще в конце царского периода, под именем «всеблагого, величайшего», был посвящен храм на Капитолии, и с тех пор Юпитер стал богом славы и мощи Рима, а с их ростом рос и его престиж. Совместно с Юпитером почитались покровительница матерей Юнона и ставшая впоследствии покровительницей ремесла Минерва. Они составляли так называемую капитолийскую троицу небесных богов.

Культ исконных римских богов был долгое время примитивен. Только под влиянием знакомства с греками, главным образом из южноиталийских городов, начали строиться храмы, изготавливаться изображения богов. За образцы брались греческие статуи, и римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Юнона с Герой, бог виноградников Либер с Вакхом-Дионисом, богиня садов Венера с Афродитой, богиня материнства и лунных фаз Диана с Артемидой, бог купцов и ремесленников Меркурий с Гермесом, Марс с Аресом. Очень рано, не позже начала IV в. до н. э., в Риме уже была известна легенда об Энее, сыне Афродиты и троянского царя Анхиза, который по воле богов после гибели Трои, преодолев много препятствий, прибыл в Италию и стал царем города Альба-Лонга и дедом Ромула и Рема, основателей Рима. Таким образом, судьба Рима как бы включалась в судьбу греческого мира, его богов и героев.

Но, позаимствовав у греков их учения и легенды о богах, римляне создали еще раньше и свой миф, который, как и всякий миф, повествовал о прошлом, объяснял настоящее и давал людям руководство к их действиям. История Рима, города, возникшего по предначертанию богов, организованного по подсказанным богами законам,— такова была центральная идея римского мифа. Этот миф определял и основные моральные ценности, основные, необходимые для служения Риму добродетели, которые и сами обожествлялись. Уже в первой половине V в. до н. э. был воздвигнут храм Верности. Издавна связанная с Юпитером, гарантом верности клятве, она определяла отношения между патронами и клиентами, солдатами и полководцами, гражданами и городом, союзными городами и Римом. Всеобъемлющей добродетелью было Мужество. Оно включало и храбрость на войне, и стойкое исполнение долга, и силу, помогающую противостоять всяким соблазнам, и соблюдение подобающего мужчине достоинства, выдержки, умеренности, строгости. Наградой за Мужество была Почесть — заслуженное одобрение, уважение и почет. В период борьбы патрициев и плебеев формировалось и понятие Свободы. В 238 г. до н. э. ей был посвящен храм, но еще задолго до этого она почиталась вместе с Юпитером.

Римский народ, свобода народа, долг служить всеми силами Риму на любом месте, в любой роли — такова была основа системы ценностей римлян периода расцвета их города-государства. Она не требовала санкции личного суждения и оставляла весьма мало простора личной инициативе.

Во II-I вв. до н. э. неизмеримо возросла тяга к греческой культуре. Со всех концов эллинистического мира в Рим свозили картины и статуи, платили бешеные деньги за образованных греческих рабов. Римляне все больше привыкали к театру, черпая из пьес краткие афоризмы греческой философии. Появилось много новых поэтов и драматургов.

Наиболее распространены в Риме были философские школы эпикурейцев, стоиков и академиков, соединяющих положения Платона и Аристотеля, хотя в значительно модифицированном виде.

Об эпикурействе на римской почве мы знаем из поэмы знаменитого философа-эпикурейца I в. до н. э. Лукреция «О природе вещей». Свою цель Лукреций видел в борьбе со страхом перед богами и посмертной судьбой души, страхом, порабощающим человека и толкающим его на многие преступления. Боги существуют, но, бесстрастные и невозмутимые в своем совершенстве, они не вмешиваются в дела людей. Чтобы доказать этот тезис, Лукреций дает естественное, основанное на движении атомов — первичных неделимых частиц материи — объяснение функционирования космоса и его частей: небесных светил, земли, растений, животных, людей. В своем вечном движении несозданные и неразрушимые атомы, сталкиваясь и соединяясь, образуют все многообразие явлений природы. Душа человека, как и весь мир, материальна, она уничтожается со смертью, и поэтому бояться смерти бессмысленно. Бессмысленно также, как это свойственно многим философам, сомневаться в достоверности свидетельств наших органов чувств. С их помощью мир может быть познан таким, каков он есть в действительности.

Лукреций выдвинул теорию прогресса природы и человечества. Простые растительные и животные формы предшествовали более сложным: менее приспособленные вымирали, более приспособленные выживали, хотя и в их строении далеко не все так целесообразно, как считают те, кто верит в акт божественного творения. Самое сложное и высокоразвитое животное — человек появился последним. Вначале люди жили, как звери, не имея ни семьи, ни законов, ни искусств и ремесел. Научившись добывать огонь, они сделали первый шаг к более культурной жизни, а создав семью, поняли необходимость объединения, чтобы дать детям более надежную защиту. Сперва ими правили наиболее сильные — цари, затем подчиненные законам — магистраты. Мощным орудием объединения людей было развитие языка. Наблюдая за явлениями природы, люди научились возделывать землю, добывать и плавить медь, а потом железо. Так, постепенно подражая природе, они развили все ремесла и искусства сами, без вмешательства богов, которых многие считают первыми учителями людей. Но, все еще плохо понимая законы природы, пугаясь грозных явлений, видя необъяснимые сны, люди создали богов и стали их чтить. Страх породил и богов, и дикие, подчас жестокие обряды, выгодные лишь лживым жрецам. Только избавившись от страха, человек станет жить счастливо и справедливо, направляя волю и ум на дальнейшее познание мира.

Широкое распространение получили идеи стоической школы, издавна имевшей приверженцев среди римской знати. Стоицизм привлекал римскую аристократию своей строгой концепцией добродетели, соответствовавшей исконным римским традициям. Но многих бескомпромиссный ригоризм стоиков отталкивал, и они предпочитали более мягкое учение академиков. К ним принадлежал и Цицерон, много сделавший для пропаганды греческой философии среди римлян. Он написал ряд сочинений, в которых в доступной форме изложил доктрины философских школ.

Академики в известной мере склонялись к скептицизму, отвергая возможность познания на основании свидетельств чувств, поскольку нет якобы никакого критерия для проверки их правильности. Так, например, солнце мы видим маленьким, тогда как на самом деле оно очень велико, больному мед кажется горьким и т. п. Кроме того, чувства отражают лишь вечно меняющееся, преходящее, возникающее и гибнущее. Их показания порождают лишь мнения, а не истинное знание. Не отрицая того, что человеку следует жить согласно велениям природы, академики указывали, что, поскольку человек состоит из души и тела, постольку, хотя душа, несомненно, возвышеннее тела и призвана повелевать им, как господа повелевают рабами, тело имеет право на удовлетворение своих потребностей, а значит, и внешние блага отнюдь не безразличны, как считали стоики. Правда, добродетель стоит на первом месте, но для достижения полного счастья нужны также телесное здоровье, сила, красота, хорошее происхождение, обеспеченность, дающая досуг для самосовершенствования, для занятий наукой и философией.

Сам Цицерон, разделяя некоторые основные взгляды академиков, вместе с тем, как римлянин, модифицирует их, ставя во главу угла положение о долге человека служить обществу, т. е. Риму. Он выступает против тезиса эпикурейцев о том, что мудрец не должен вмешиваться в политику. Республика — дело народа, соединившегося в общем согласии и для общей пользы, но не из слабости, как полагают эпикурейцы, а в силу естественного стремления к единению с другими людьми, соблюдению законов и справедливости.

Разнообразие философских воззрений в конце II и в I в. до н. э. было лишь одним из проявлений общего раскола прежде монолитного гражданства; раскол этот имел место во всех сферах культуры, в первую очередь в интерпретации наиболее актуальных для современной политической борьбы вопросов истории Рима. Так, для Саллюстия, активного сторонника Цезаря, противника партии сената, римское прошлое — достойный подражания образец. Но теперь государство пришло в упадок и неминуемо погибнет, если не произойдут коренные перемены. Причины упадка — ужасающая порча нравов, задевшая и плебс, но особенно сильно поразившая знать — нобилитет. Подкупный, развратный, своекорыстный нобилитет всегда был врагом народа, отвоевавшего себе свободу в эпоху борьбы патрициев и плебеев. Рим был велик, пока оставался сильным и свободным плебс и его представители — народные трибуны, государство крепло благодаря его победам. Власть народа и страх перед сильными внешними врагами держали знать в узде, но, когда был разрушен Карфаген, сдерживающее начало исчезло. Жажда власти и богатства стала проявляться все более открыто. В стремлении к ним аристократы разорили и развратили подачками граждан, утративших завоеванную ими когда-то свободу. И все же только народ представляет собой силу, еще способную спасти Рим. Его задача — вернуть себе свободу и власть, узурпированную нобилитетом. Он должен осознать свою силу, вспомнить, что все решения консулов и сената имеют значение, лишь пока он их выполняет, действовать так же активно, как некогда боровшиеся с патрициями плебеи или как позже Гракхи.

Однако для Саллюстия, несмотря на его демократизм, «народ» — это скорее средние слои, и в первую очередь мелкие землевладельцы, составлявшие некогда основу города-государства, а не тот реально существовавший тогда городской плебс, который в последние десятилетия республики наиболее активно выступал против сената и который для Саллюстия был таким же результатом разложения древней республики и порчи нравов, как и нобилитет.

Различным стало и отношение к религии. Несмотря на неоднократные запрещения заниматься астрологией и магией, в губительную силу которой верило большинство, даже образованные люди, интерес к этим «тайным наукам» непрерывно рос. К астрологам обращались постоянно такие деятели, как Марий, Сулла, Помпей. Бродячие чародеи и гадатели по дешевке предсказывали будущее плебеям и рабам, составляли для них магические таблички с обращением к различным демонам, имена которых имели особый, тайный смысл. Претенденты на высшую власть в государстве связывали себя с теми или иными, якобы особо покровительствовавшими им божествами: Сулла — с Фортуной и Афродитой, Цезарь — с Венерой, считавшейся родоначальницей рода Юлиев, Антоний — с Дионисом, Октавиан — с Аполлоном.

В широкие массы окрашенная восточными влияниями мистика и философские концепции проникали мало. Даже рабы и отпущенники явно азиатского происхождения посвящали свои дары римским ларам, Меркурию, Гераклу, Минерве, Фортуне. Но и в этих слоях отношение к богам изменилось. Оно становилось более личным, непосредственным. Человек уже обращался к богу не только как член какого-то коллектива, а и сам за себя, давал обеты и приносил благодарность за исцеление, удачу, освобождение от рабства. С I в. до н. э. на надгробиях появляются обращения к благодетельным душам умерших — манам с просьбой быть благосклонными к покойному за его достойную жизнь, которая должна обеспечить бессмертие его душе. Вместе с тем сторонников находило и эпикурейское отношение к религии.

В I в. до н. э. кружок молодых поэтов, «неотериков», усиленно культивировал заимствованное у эллинистических поэтов искусство писать поэмы и стихи на мифологические темы, исполненные ученых рассуждений в вычурной форме. К этому кружку принадлежал и один из лучших поэтов Рима — Катулл. Он также отдал дань увлечению эллинистическими образцами, но главной его темой была вначале счастливая, затем несчастная, мучительная любовь к одной из светских «львиц», Клодии, фигурирующей в его стихах под именем Лесбии.

Впервые в Риме любовь, все ее перипетии, радости и страдания заняли такое место в литературе. Впервые поэт решился поставить свою возлюбленную на пьедестал, подобающий лишь богине, и позволил своим личным переживаниям заслонить для него весь остальной мир, порвав в этом смысле со всеми традициями предков.

Внимание к личности, к психологии людей со всем многообразием их характеров и статусов определяло в основном римское искусство и литературу того времени. В изобразительном искусстве помимо подражаний греческим образцам получил распространение скульптурный портрет, творцы которого стремились наиболее реалистически передать индивидуальные черты своего оригинала. Авторы, писавшие для театра (наиболее значительным из которых был Плавт, III-II вв. до н. э.), пользовавшегося все большей популярностью, хотя и заимствовали сюжеты и формы из «новой» греческой комедии, стали обращаться к ситуациям из римской жизни, создавать пьесы, отражавшие быт простого народа. Ораторы, выступавшие в народных собраниях и на судебных процессах, совершенствовали не только форму своих речей, но и мастерство характеристик людей и ситуаций. Многие речи Цицерона читаются и до сих пор как «остросюжетные» новеллы. Дальнейшее развитие все эти тенденции получили в культуре эпохи Империи.

  • 1. Конечно, римское общество до Пунических войн нельзя рассматривать ни как доклассовое, ни как принадлежащее к какому-либо особому дорабовладельческому, например «азиатскому», способу производства. Как уже говорилось во вводных лекциях, классовый характер любого древнего общества определялся наличием антагонизма между господствующим классом и классом рабов или других подневольных людей рабского типа. Этому не противоречило существование во все времена древности свободного производства, часто (особенно в ранние периоды) поставлявшего основную массу общественого продукта.— Примеч., ред.
  • 2. Как известно, после разрушения Карфагена место, на котором он находился, было предано проклятию.
  • 3. Антиох — одно из традиционных царских имен в Сирии.
  • 4. Так звали правившего в то время в Сирии узурпатора.
  • 5. Легат — командир легиона. Некоторые легаты играли роль помощников и даже заместителей командующего.
  • 6. Ни манипул, ни центурия этим качеством не обладали и ранее имели значение только как часть легиона. Теперь они стали воинскими подразделениями, подобно современным батальонам и ротам.
  • 7. Торжественное шествие полководца и войска при их возвращении в Рим после победы.
  • 8. Энгельс Ф. Брутто Бауэр и первоначальное христианство.— Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 19, с. 310-311.
  • 9. Для раздела 8 редколлегия использовала сокращенный вариант гл. 2 из книги Е. М. Штаерман «Кризис античной культуры» (М., 1975).
Источник: История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука. Главная ред. вост. лит. издательства, 1989. [Кн.3]. Упадок древних обществ. Отв. ред. В.Д. Неронова. — 407 с. с карт.
Чтобы сообщить об опечатке, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Журнал Labyrinthos - история и культура древнего мира
Код баннера: