«Не знать, что случилось до твоего рождения — значит всегда оставаться ребенком. В самом деле, что такое жизнь человека, если память о древних событиях не связывает ее с жизнью наших предков?»
Марк Туллий Цицерон, «Оратор»
история древнего мира
Гуляева Н. П.

Пергамское царство: проблемы политической истории и государственного устройства

Художественная бронза

Мастера художественного металла Древнего мира использовали для работы не только драгоценные (золото, серебро) и недрагоценные металлы (свинец, железо, медь), но и различные сплавы, основным из которых была бронза — сплав меди и олова. Поскольку бронза отличается пластичностью и высокими литейными качествами, двумя основными способами изготовления предметов из этого материала являются литье и ковка. Античные торевты в своих произведениях воплощали как существующих в реальном мире людей, растения и животных, так и фантастические существа, рожденные их собственным неистощимым воображением.

Наземные, сухопутные коммуникации зачастую представляли для жителей античного мира немало проблем, лишь морские пути облегчали тогда сношения с отдаленными областями и странами. Здесь трудности успешно преодолевались, и море любили, несмотря на все опасности, которыми оно грозило. Посейдон (в римской мифологии — Нептун), сын Кроноса и брат Зевса, бог морского царства, внушал всем большой страх, потому что ему приписывали все колебания почвы, и, когда начиналось землетрясение, ему приносили жертвы. Но жертву Посейдону не убивали на алтаре, как для прочих богов, а сбрасывали в море. Посейдона признавали как могучего и грозного бога все мореплаватели и купцы, которые воздвигали ему жертвенники и обращались с мольбами для того, чтобы он даровал их кораблям счастливую дорогу, без бурь, и покровительствовал бы успеху их торговли. Считалось, что когда бог желает появиться из своего морского дворца в Эгейском море на поверхности воды, он садится в квадригу, запряженную гиппокампами (конями с рыбьими хвостами, покрытыми чешуей).

Древние греки (а вслед за ними и римляне) с их анимизмом, олицетворением и одушевлением сил природы считали покровителями и властителями морей Посейдона и Амфитриту, а сами моря заселили в своем воображении божествами-хранителями. В морских глубинах обитали тритоны и иные морские божества, которым греки приносили богатые жертвы, стараясь умилостивить таинственные силы, способные предохранить смертных от тех опасностей, которыми грозила слепая стихия. Одним из таких способов было возведение бронзовых статуй, таких как большая статуя Посейдона, найденная на затонувшем корабле возле острова Эвбея, где бог представлен в виде нагого мужчины, бросающего трезубец.

Посейдон с мыса Артемисион
Посейдон с мыса Артемисион

Бронза, 460—450 гг. до н. э.

Афины. Национальный археологический музей

Самый яркий пример изображения божества, согласно легенде вынесшего остров Родос со дна морской пучины, — Колосс Родосский, гигантская статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая 36 м в высоту. Она была возведена на острове Родос скульптором Харесом, учеником знаменитого Лисиппа, придворного художника Александра Македонского. Поскольку тяжесть литой статуи столь гигантских размеров была бы непомерно велика, для изготовления колосса были использованы бронзовые листы. Но даже тонкие листы бронзы составляли такую тяжесть, что деревянная основа могла не выдержать, поэтому каркас изготовили из камня и железа. Величественная бронзовая статуя бога — покровителя острова Родос по праву считалась в Древнем мире одним из чудес света.

Многочисленные небольшие статуэтки морских божеств, которые держали дома, брали с собой в путешествия или жертвовали в храмы, были призваны уберечь своего владельца от грозной морской стихии. Статуэтки отливались в форме с утратой восковой модели, затем поверхность полировали и дорабатывали резцом. Иногда статуэтки инкрустировали другими металлами: губы — медью, белки глаз — серебром. Часто мастера копировали большие статуи, украшавшие парки, дворцы, фонтаны. Это могли быть изображения Посейдона с трезубцем и дельфином; фигурки нереид, особо почитавшихся среди моряков, одна из которых — Амфитрита, была женой Посейдона; Тритон — сын Посейдона и Амфитриты, владыка морских глубин; Диоскуры (братья Кастор и Полидевк, сыновья Зевса и Леды) — мифические защитники моряков; Афродита и Эрот и, конечно, дельфины.

К дельфинам у древних было особое отношение. На острове Крит времен минойской культуры как Понтия Ихтион (Владычица рыб) почиталась Артемида. Еще она носила эпитет Дельфиния, который разделяла со своим братом Аполлоном Дельфинием. Согласно традиции минойского времени Аполлон в виде дельфина вел своих первых жрецов из Кносса в Дельфы. Служившие оберегами металлические перстни-печати с контррельефами корабля, паруса или фигуры человека, стоящего на дельфине, напоминали мифы о божествах или моряках, спасенных дельфинами после кораблекрушения (Арион, Мелькарт, Тарас). Бронзовыми фигурками дельфинов украшали колесницы, их изображения помещали на свинцовые гири, в виде дельфинов изготавливали бронзовые печати, монеты некоторых городов, литургические штампы.

Одна из легенд о дельфинах гласит, что Посейдон увидел однажды как со своими сестрами на берегу острова Наксоса водила хоровод нереида Амфитрита и захотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на плечах небесный свод. Не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея, пока не открыл ее убежище дельфин. Посейдон похитил у Атласа Амфитриту и женился на ней, а дельфина за оказанную услугу поместил в число небесных созвездий.

Наряду с божествами функции оберегов могли нести фигуры животных, птиц или неодушевленных предметов, являющихся атрибутами этих божеств, такие как конь и дельфин, священные животные Посейдона; трезубец Посейдона был еще и гарпуном, употребляемым при ловле акул и китов, поэтому Посейдон считался и покровителем рыбаков. Даже на свинцовых снарядах для пращи часто изображали трезубец грозного бога.

Символом надежды для путешествующих (и эта символика сохранилась до наших дней) согласно Гомеру являлись якоря, поскольку они держали корабли в неподвижности и безопасности. Якоря могли изготовляться из бронзы, свинца и железа.

Применявшиеся в морских культах металлические треножники, ритоны, кувшины не только украшались морскими сюжетами, но и могли быть изготовлены в виде морских существ — тритонов, рыб, раковин. Культовые сосуды употреблялись, в частности, для возлияний морской воды, считавшейся в античности слабительным средством, вследствие чего ее использовали в ритуалах очищения, веря, что она снимает с человека все зло.

В быту разные формы бронзовых сосудов, так же как и сосудов из керамики, предполагали различное употребление этих предметов. Например, существовали специальные овальные чаши с большими ручками для рыбных блюд или чаши, выполненные в виде различных раковин, которые могли служить как формами для выпечки, так и предметами сервировки стола. В комедии Антифана «Циклоп» господин дает повару указания насчет рыбных блюд: на столе должны быть нарезанные кусочками щука, морские скаты под соусом, окунь, макрель, фаршированные каракатицы, лягушиные лапки и брюшки, сельдь, камбала, мурены, крабы — пусть всего будет вдоволь. Ловля рыбы была обычным занятием всех жителей прибрежных поселений. Рыболовство и экспорт рыбы имели большое экономическое значение. Не случайно на монетах многих греческих государств изображалась рыба.

Обряды и церемонии культов часто содержали символы и схемы, взятые из области моря. Море, как жизненно важный объект всех народов живущих возле него, естественно имело большое влияние в формировании ритуала инициации. Рыбы и животные с раковинами, остатки которых находят на местах поклонений, являются типичными подношениями морским божествам. Как подношение могут расцениваться выполненные в бронзе изображения персонажей, несущих рыбу. Вероятно, рыба была призвана указать на род занятий, которыми дети будут заниматься, став взрослыми.

В процессе ритуала также использовались талисманы для получения хорошего улова рыбы. Об этом свидетельствуют композиции, демонстрирующие сцены рыбной ловли, фигурки рыб и прочих морских обитателей, призванные согласно магическим верованиям не только оберегать от изображенных на талисманах существ, но и наоборот, привлекать их в необходимых случаях. Морские существа, в основном животные с раковинами и их изображения, считались в античности символами жизни и бессмертия. Когда их носили как ювелирные украшения или в качестве талисмана, они наделялись апотропеистическими свойствами.

Притом, что море для древних было особым миром, особой стихией, считавшейся враждебной природе человека, античное судостроение и мореплавание достигли значительных успехов. В эпоху, когда еще не было морских компасов, ориентация по небесным светилам не отличалась надежностью, и плавания были по преимуществу каботажными. Несмотря на целый ряд предохранительных мер, таких как сокращение плаваний ночью и особенно в опасный зимний период, вышедший в море корабль в значительной мере зависел от прихотей ветра и волн. А о тех, кто плыл на нем, говорили, что они находятся между жизнью и смертью, ибо от гибели их отделяют только четыре пальца: толщина корабельных досок.

Источник: Паруса Эллады. Мореходство в античном мире: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010. — 304 с.: ил.
Чтобы сообщить об опечатке, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Журнал Labyrinthos - история и культура древнего мира
Код баннера: