«Не знать, что случилось до твоего рождения — значит всегда оставаться ребенком. В самом деле, что такое жизнь человека, если память о древних событиях не связывает ее с жизнью наших предков?»
Марк Туллий Цицерон, «Оратор»
история древнего мира
Гурулёва В. В.

Паруса Эллады. Мореходство в античном мире

Образы и символы моря на монетах Древнего Рима

Монеты Древнего Рима — неисчерпаемый источник по истории, культуре, религии, общественной и политической ситуации в империи. Многие из них отражают и роль моря в жизни римлян. На монетах могли быть представлены боги — властители морских глубин, от милости которых зависело успешное плавание; обитатели морей: рыбы, дельфины, крабы, осьминоги и другие — как символические атрибуты морских божеств или их свита. Ну и, конечно, корабли, без которых немыслимы морские путешествия или битвы. Древнеримские монеты зачастую помогают реконструировать внешний вид древних кораблей, потому что именно на монетах они изображены полностью, а не только их надводная часть.

Впервые изображение корабля, точнее его носовой части — проры, появилось на оборотных сторонах серии медных выпусков, положивших начало регулярной чеканке в середине IV в. до н.э. Этот тип сохранялся на медных монетах до конца периода Республики. Лицевые стороны этих монет были более разнообразны: их занимали изображения двуликого Януса (кат. 195), Сатурна (кат. 196), Минервы, Меркурия, Геркулеса и Ромы — каждому номиналу соответствовало свое божество. Римляне полагали, что изобретением монеты они были обязаны Янусу или — по другой версии — Сатурну, поэтому появление изображений этих богов на самых крупных номиналах было не случайным. И оба этих божества так или иначе были связаны с кораблями, так как оба прибыли в Италию на кораблях: Янус, объехав до этого всю землю, а Сатурн — изгнанный своим сыном Юпитером. Янус — бог всяких изобретений — научил людей и кораблестроению. Римский философ Макробий объединил обе версии о происхождении первых римских монет, полагая, что они были выбиты Янусом в честь Сатурна: «Когда (Янус) первый также отчеканил медные монеты, то и здесь запечатлел свое почитание к Сатурну, ибо, поскольку он приехал на корабле, то на одной стороне (Янус) представил изображение своей головы, а с другой стороны корабль, которым память о Сатурне была передана потомству». Действительно, представление о типах древних монет закрепилось в памяти и обычае римлян, подбрасывая монету, загадывать: «capita aut navia?» (голова или корабль), подобно русскому: «орел или решка?».

На серебряных денариях, начало чеканки которых относится к середине III в. до н.э., сюжеты с морской тематикой сравнительно редки. Изображения морских божеств, обитателей морей, кораблей были во времена Республики связаны с родословной или с профессиональной деятельностью тех фамилий, к которым принадлежали монетные магистраты, ведавшие чеканкой и выбором сюжетов для типов монет.

Изображение корабля на денариях, выпущенных при магистрате Кае Фонтее в 114 или 113 г. до н.э. (ил. 1), могло быть аллюзией на заморское происхождение Телегона — сына Одиссея и Кирки, основателя Тускулума, родного города предков Фонтеев. Кроме того, этот род вел свое начало от божества источников Фонса, сына Януса и нимфы вод Ютурны, что тоже связывало этот род с образом корабля. Возможно также, что представители рода Фонтеев принимали участие в какой-то неизвестной из письменных источников морской экспедиции.

Нептун и Амфитрита на денариях Квинта Креперия (кат. 197, 198) появились как божественные покровители семьи магистрата, занимавшейся морской торговлей с Востоком. На этих монетах, помимо изображений бога морских глубин и его супруги, имеются специальные знаки, отмечавшие каждый новый выпуск. Это были сочетания латинских букв и изображений различных обитателей морей: рыб, крабов, дельфинов, черепах, осьминогов.

В императорском Риме монеты становятся действенным средством пропаганды политики и идеологии. Выбор сюжетов, чеканившихся на оборотных сторонах (лицевые стороны были посвящены портретам императоров, выполненным с необыкновенным искусством, позволяющим узнавать каждого правителя), зависел, за исключением некоторых медных монет, чеканенных по повелению Сената, от личного желания императора. Монеты прославляли правителей и их деяния, отражали различные стороны общественной жизни Рима и важнейшие исторические события, становясь бесценным памятником эпохи. Являясь платежным средством, монеты широко распространялись по империи, неся в массы образ и имя правящего императора, основные идеи правления, а также демонстрируя его дела, полезные для государства. По изображениям на императорских монетах можно уже более определенно, чем на республиканских выпусках, судить о причинах появления того или иного образа.

При императоре Клавдии (41-54) создавался грандиозный порт в Остии. Работы велись более 11 лет и были окончательно завершены при Нероне (54-68). В результате гавань справа и слева была укреплена длинными и высокими стенами, а мол протянулся до глубоких вод. На краю мола на высокой башне был установлен обелиск, привезенный из Египта — подобие Александрийского маяка, указывающий кораблям путь в гавань. На монетах Клавдия это сооружение не представлено, зато его наследник Нерон выпустил несколько медных номиналов с изображением гавани с высоты птичьего полета (кат. 199). Выбранный ракурс довольно редок для монетных типов Древнего Рима, но, видимо, это был единственный способ показать и все портовые сооружения, и несколько кораблей в гавани, и олицетворение реки Тибр, в устье которой был построен порт. Речной бог символически изображен на монете в месте впадения Тибра в Тирренское море.

К инженерным сооружениям, представленным на монетах, относится построенный по приказу императора Траяна (98-117) в ходе войны с даками мост через реку Дунай недалеко от города Дробеты. Под мостом видна лодка — самый распространенный вид речного транспорта (кат. 200).

Несколько однотипных изображений кораблей в сочетании с надписью «Felicitati Augusti» (Удачи Августа) представлено на монетах Адриана (117-138) и Марка Аврелия (161-180).

В царствование Адриана не было значительных войн и морских сражений, изображение кораблей на его монетах (кат. 201, 202) рассматривается как аллюзия благоразумного правления этого императора. Подобно тому, как слаженные действия команды судна зависят, особенно в момент опасности, от мудрости и опытности капитана, так и управление империей требует подобных качеств от императора. Именно при Адриане был проведен ряд реформ, направленных на усиление императорской власти, и выработана правовая норма, закрепленная в законодательстве — «воля принцепса является законом». Он же отрегулировал работу государственных учреждений, которые отныне подчинялись императору.

Изображение корабля на монетах Марка Аврелия (кат. 203) связывают с его успешным возвращением в Рим из Афин после подавления мятежа Авидия Кассия в Египте в 175 г. и посещения восточных провинций. Во время морского путешествия императора в Италию разразилась буря, но судно выстояло, и команда сумела справиться со стихией. Статуя Нептуна, изображенная на монете на носу корабля, указывает на покровительство этому плаванию самого бога морской стихии.

Победы в морских сражениях обычно символически передавались на монетах в виде трофеев, водруженных на прору (ил. 2), или изображалась богиня победы Виктория, стоящая на проре (ил. 3) либо сопровождающая императора на корабле. Несколько денариев императора Октавиана Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) прославляют его победы в морских сражениях, самое знаменитое из которых — битва с Марком Антонием при мысе Акциум в 31 г. до н.э.

На небольших медных монетах Константина Великого (306-337) и его наследников, чеканенных в разных городах империи с 330 до 346 г., изображение на оборотной стороне Виктории, которая стоит на схематически переданном на монетах корабле (кат. 204), символизирует морскую победу над Лицинием. Завершающие сражения Константина с его соперником — императором Лицинием произошли около города Византий в 324 г., за стенами которого Лициний укрылся после разгрома его армии под Адрианополем и был осажден Константином. А в это время сын Константина Крисп, командующий флотом, одержал у берегов Византия блестящую победу над эскадрой Лициния. В 330 г. на месте Византия была построена новая столица империи — Константинополь, богиня-персонификация которого изображена на лицевой стороне отмеченных монет.

Серия монет с надписью «Felix temporum reparation» («Возвращение счастливых времен») и изображением императора на корабле, у руля которого сидит Виктория (кат. 205), была выпущена наследниками Константина Великого как символ того, что корабль государства движется в правильном направлении. Показательно, что стоящий на носу судна император держит лабарум (императорское знамя) с хризмой на полотнище. С утверждением в Римской империи христианства на монетах постепенно появляются символы новой религии, под покровительство которых отдают себя императоры в деле управления государством и в военных победах.

Но и прежние боги не сразу сдавали свои позиции. Многие языческие праздники отмечались в Римской империи и после принятия христианства. Один из таких праздников — в честь Исиды Фарии, покровительницы знаменитого Александрийского маяка и путеводной звезды моряков, изобретательницы паруса — назывался «Navigium Isis», или «Корабль Исиды» и открывал весеннюю навигацию в начале марта. Как проходили торжества в эти дни подробно описал Апулей в «Золотом осле»: карнавальное шествие открывали мужчины, одетые причудливо и разнообразно, за ними шли женщины — в белых одеждах и с цветами в волосах, а завершали его посвященные в культ люди — со светильниками, факелами и свечами в руках. Процессия направлялась к порту, где стоял корабль, украшенный египетскими символами. Жрецы молились на судне, освящали его, наполняли жертвенными дарами и пускали в плавание по морю. Возможно, во время этих ежегодных мистерий народу раздавались монеты с изображениями Исиды и других египетских божеств, которые чеканились в честь этого события, начиная с Диоклетиана (284-305) и заканчивая правлением Валентиниана II (375-392). На многих из сохранившихся до наших дней монетах пробиты отверстия. Это позволяет предположить, что их носили как амулеты во время праздника или в память о нем. Среди таких монет есть анонимные выпуски, т.е. не имеющие имени и изображения императора; их относят ко времени Юлиана II Отступника (360-363). На одной из анонимных монет на лицевой стороне изображена Исида Фариа (или супруга Юлиана — Елена в образе Исиды) с цветком лотоса на голове, а на оборотной — Исида, стоящая на корабле с парусом в руках (кат. 206).

Источник: Паруса Эллады. Мореходство в античном мире: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010. — 304 с.: ил.
Чтобы сообщить об опечатке, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Журнал Labyrinthos - история и культура древнего мира
Код баннера: