«Не знать, что случилось до твоего рождения — значит всегда оставаться ребенком. В самом деле, что такое жизнь человека, если память о древних событиях не связывает ее с жизнью наших предков?»
Марк Туллий Цицерон, «Оратор»
история древнего мира
Климов О. Ю.

Пергамское царство: проблемы политической истории и государственного устройства

Заключение

 

344

 

Пергамское царство составляло неотъемлемую часть того географического, экономического, социально-политического и культурного целого, которое обозначается в науке понятием «эллинистический мир». Наряду с общими для всех эллинистических государств процессами и явлениями, истории царства Атталидов свойственны и некоторые особенные черты, определяющие ее специфику.

Пергамское государство занимало своеобразное географическое положение — западную и центральную части полуострова Малая Азия, зону интенсивных контактов греческого и восточных миров, область высокоразвитого сельского хозяйства, ремесла, торговли.

Пергамское царство сложилось и развивалось в области с достаточно сложным этническим составом населения. На территории государства издавна проживали представители разных малоазийских народностей — мисийцы, фригийцы, карийцы, фракийцы, а также поселившиеся со времен Александра Македонского македоняне и переселившиеся на полуостров в начале III в. до н. э. галаты. Местные традиции сохранялись в малоазийском регионе в течение всей античной истории. Наиболее заметным было их влияние в области религии, но оно проявлялось также в некоторых других сферах жизни Малой Азии эллинистического периода.

Вместе с тем важной чертой этнических процессов западной части Малой Азии было то, что в этом регионе еще с микенского времени сформировалось многочисленное греческое население, численность которого в классическую и эллинистическую эпоху значительно увеличилась. Греки были основным этническим элементом, прежде всего в городах. Они привносили в страну собственную культурно-бытовую традицию, важнейшие черты социально-политической жизни, систему образования, формы искусства, религию. Греческое население оказывало влияние на другие этносы, прожи-

 

345

 

вавшие в данном регионе. В результате происходила их постепенная эллинизация. Таким образом, Пергамское царство сложилось в области с многочисленным греческим, а также со значительно эллинизированным местным населением. Имеющиеся источники позволяют полагать, что именно греки играли наиболее активную роль в политической жизни Пергамского царства, в управлении царством, в развитии его культуры, тогда как в экономической жизни страны, особенно в сельском хозяйстве, была велика роль местных жителей — представителей малоазийских этносов.

Политическая история царства развивалась во многих отношениях своеобразно. Очевидной особенностью политической истории и внешней политики Пергамского царства является его существование в постоянном враждебном окружении. Отношения Пергама со всеми своими влиятельными соседями — Македонией, Вифинией, царством Селевкидов, Понтийским государством, галатами — носили враждебный характер, что заставляло царей Пергама большое внимание уделять укреплению столицы и других городов, развитию военных сил государства и ориентировать всю внешнюю политику на союз с греческими государствами Балканского полуострова и стремительно набиравшей мощь Римской республикой. Территория царства являлась ареной многочисленных войн и столкновений, вследствие чего власть Атталидов распространялась то на значительную часть полуострова, то лишь на долину реки Каик.

Политическая ситуация осложнялась также вторжением галатов и проникновением Рима на Восток. Из числа восточных эллинистических царств Пергам первым испытал влияние этого проникновения. Для государства это явление имело двоякое значение. Царство Атталидов, находившееся во враждебном окружении могущественных эллинистических государств, ориентировалось во внешней политике на Рим. Благодаря постоянному союзу с Римом Пергам значительно расширил свою территорию, превратился в крупный экономический, политический и культурный центр Средиземноморья.

Пергамские цари, строго говоря, не имели альтернативы в области внешнеполитической ориентации: им следовало или искать сильного союзника, или покориться опасным и агрессивным соседям. Поэтому преданность Риму была вынужденной и являлась единственным способом сохранения государственной самостоятельности в сложных внешнеполитических условиях. При этом Пергамское царство во многом неизбежно попадало в зависимость от Рима, который вмешивался во внутренние дела этого государства, пытаясь определять внешнюю, а возможно и внутреннюю политику династии.

 

346

 

Усиливая свое влияние в восточной половине Средиземноморья, в том числе в западной и центральной частях Малой Азии, Рим в конечном счете занял откровенно враждебную позицию по отношению к Пергамскому царству и подчинил его своей власти.

Формирование политических институтов Пергамского царства происходило на основе уже давно сложившегося политического опыта, потому что территория, на которой образовалось государство Атталидов, издавна входила в состав различных государственных образований, прежде всего Лидийского царства и империи Ахеменидов. Важный опыт доэллинистической государственности в западной части Малой Азии сохраняли также греческие полисы и местные храмовые общины.

Формирование политической системы царства Атталидов происходило, как и во всех без исключения эллинистических государствах, под воздействием военного фактора. Возможно, в значительной степени по этой причине государственность любой эллинистической монархии, от самого института царской власти и органов центрального управления до низших звеньев административной системы и полисов, сохраняла военизированный характер.

Сложившаяся в Пергамском царстве система политических институтов являлась типичной для эллинистических государств. Верховная власть в нем принадлежала царской династии, опиравшейся на наследственное право, на знать, составлявшую достаточно многочисленный и влиятельный слой, и на профессиональную наемную армию. Все нити управления страной сходились в руках царя, обладавшего высшей военной, административной, законодательной и контрольной властью. Реализовывалась власть царя через штат придворных разных рангов и званий, выполнявших наиболее ответственные поручения монарха, и через некоторые центральные ведомства — канцелярию, казну. Совет, который существовал при царе, не являлся органом бюрократической структуры, а представлял собой устраиваемые по мере надобности встречи наиболее влиятельных родственников и приближенных. Поэтому можно сделать заключение о том, что в Пергамском царстве штатная разветвленная система органов центрального управления не получила значительного развития.

В составе государства Пергам можно выделить два основных структурных элемента: собственно царские владения и многочисленные города. Первый представлял собой обширные территории, на которых проживало объединенное в общины местное население, основывались царские военные поселения, строились крепости и т. д.

 

347

 

Царские владения делились на административно-территориальные округа, в которых управление осуществляли назначаемые монархами должностные лица. В провинциях эту функцию осуществляли стратеги. Возможно, страна делилась и на более мелкие единицы во главе с соответствующими им ставленниками короны, но информации об этом нет. В целом система управления носила централизованный характер, но при этом сочеталась на низшем уровне — в сельских общинах, может быть, также в военных колониях — с элементами самоуправления в виде сохранившейся общинной организации. Делая общее заключение, приходится снова напоминать читателю о недостатке источников по данному поводу и тот уже фигурировавший в нашей работе вывод, что система административно-территориального деления страны и местного управления неизвестна и реконструируется лишь на основе фрагментарных данных. Строго говоря, мы не можем даже утверждать, что единообразная для всех частей страны, четкая система управления, подобная сложившейся в эллинистическом Египте, вообще существовала. Но предположение о том, что такая система существовала, имеет под собой определенные основания.

Одну из основ царской власти в Пергаме составляла армия, в которой, как и в других эллинистических государствах, важнейшую роль играли наемные профессиональные воины. Кроме них корона привлекала к службе представителей местного малоазийского населения, а также гражданское ополчение полисов, подвластных династии, в том числе и столицы — города Пергама.

Имеющиеся источники ясно обозначают некоторые особенные черты политического развития Пергама. Территориальное государство выросло из полиса Пергама, который сыграл роль центра в борьбе правителей за расширение владений. Как мы уже указывали, эллинистическая история не знает подобных примеров.

Источником власти царя в Пергамском государстве стала единоличная власть правителя, которая в дальнейшем переросла в царскую. В Пергаме не сразу после достижения государством самостоятельности установилась царская власть. Первые два правителя, властвуя фактически, никак не определяли свое положение в государстве; и только при Аттале I после серии крупных побед был принят царский титул. Наконец, при Аттале I установился порядок наследования власти от отца к сыну.

Другим основным структурным элементом государства, как мы уже сказали, являлись полисы — города, гражданские общины. С полисами тесно связана судьба всего античного мира. Они возникли в

 

348

 

первой половине I тысячелетия до н. э. в Греции. Каждая эпоха античной истории являлась определенным этапом и в развитии полиса. В эллинистическую эпоху многие полисы вошли в состав эллинистических царств, были в большей или меньшей степени интегрированы в экономическую жизнь и социально-политическую структуру крупных территориальных государств, играли важную роль в их идеологической, духовной, культурной жизни. Множество так называемых свободных городов, которые сохраняли политический суверенитет, фактически тоже испытывало воздействие новых политических реалий: эллинистические монархии формировали новую систему международных отношений, новую систему политики в отношении городов, с которой «свободные» полисы были вынуждены считаться и в которую были вынуждены встраиваться.

Несмотря на ведущую политическую роль территориальных государств, как нередко именуют эллинистические монархии, полисы оставались в эпоху эллинизма основной формой экономической и социально-политической организации свободного полноправного населения. Сохранили свое значение старые греческие общины, восточные города эллинизировались и постепенно трансформировались в полисы. Колонизационный процесс на Востоке тоже протекал в форме образования полисов. Что касается других форм организации — сельских и храмовых общин, военных поселений, — то они приобретали нередко квазиполисную структуру, имели некоторые органы самоуправления. В случае успешного развития на базе таких общин или групп общин могли образовываться настоящие города.

Западная часть Малой Азии, в которой формировалось царство Атталидов, представляла собой сильно урбанизированный регион античного мира. Письменные источники и материалы археологических исследований свидетельствуют о большом числе городов в описываемом регионе. Наиболее ярким примером урбанизации в Малой Азии служат многочисленные греческие города, среди которых некоторые (Эфес, Милет, Кизик) превратились в крупные и очень значимые центры экономической и культурной жизни. Не менее важным было то, что кроме значительных по масштабам приморских центров было множество менее крупных городов как на побережье, так и во внутренних областях Малой Азии. Именно эти многочисленные городки формировали ту особую урбанистическую среду, которая служила важнейшим средством эллинизации местного населения, распространения греческих институтов и культуры. Среди городов региона важное место принадлежало также эллинизированным, но при этом сохранившим сильную местную культурную и

 

349

 

этническую традицию поселениям, которые, видимо, были достаточно многочисленны и включали в себя весьма значительную часть населения полуострова, особенно его центральной и восточной частей. В некоторой степени примером урбанизированного стиля жизни могут служить также храмовые общины Малой Азии. Местные города, храмовые общины, сельские поселения испытывали влияние греческой традиции и постепенно в большей или меньшей степени эллинизировались.

Полисы — гражданские общины, развиваясь в составе эллинистической монархии Атталидов, претерпели ряд внутренних изменений. Менялась социальная структура городского населения. Видимо, медленно происходило изменение этнического состава населения городов, включение в состав гражданских общин представителей местного населения и людей, рожденных в смешанных браках. В среде граждан происходило значительное имущественное и социальное расслоение, которое меняло общественный климат. Одним из таких процессов стало выделение, очевидно, немногочисленного слоя людей, обладавших немалым богатством. Этот круг людей стал играть важную политическую роль, занял в своих городах лидирующее положение, ведущие магистратуры. Часть людей этого круга проводила промонархическую политику и поддерживала Атталидов.

Изменился и полисный строй. Внешнее сохранение всех его черт сопровождалось снижением роли собрания и ростом влияния отдельных магистратур. Для городов местного происхождения важнейшие изменения заключались в эллинизации их институтов и самого населения.

Роль полисов в эллинистическом Пергамском царстве была исключительно велика. В III-II вв. до н. э. произошли значительные прогрессивные изменения в развитии их хозяйства и культуры; города переживали состояние общего экономического и культурного подъема в ремесленном производстве, торговле, сельском хозяйстве, в финансах и денежных отношениях, строительстве, городском благоустройстве и культуре. Заинтересованность династии в городах определялась экономическими выгодами, которые получали цари в виде, например, налогов, возможностью набирать наемников, привлекать городское ополчение, контролировать с помощью городов местное население. Поэтому для царей весьма важным направлением их внутриполитической деятельности стало выстраивание сложной системы отношений с городами — развитие своего рода внутренней дипломатии. Корона была вынуждена использовать в этой политике как силу и угрозу, так и льготы и привилегии. Отношение городов к

 

350

 

монархии также характеризуется двойственностью — стремление сохранить свою автономию сочеталось с желанием получать военную защиту и финансовые выгоды, которые могла предоставить сильная царская власть. Результатом сложного взаимодействия центральной власти и городов стали постепенная интеграция полисов в структуру эллинистического царства Атталидов.

Важным средством укрепления государства объективно служила религиозная политика, которую проводила династия Атталидов, в том числе царские культы. В Пергамском царстве культ монарха не получил столь законченного развития и оформления, как, например, в Египте, но и в таком виде ему принадлежала важная роль в жизни общества. Атталиды энергично распространяли почитание династии и отдельных ее представителей, создав с этой целью специальную культовую коллегию атталистов, а также используя популярное в греческом мире объединение артистов бога Диониса. Важно также обратить внимание на политику религиозной терпимости, которая характерна для Атталидов, — кроме собственно греческих культов и культов царей они поддерживали культы некоторых местных богов.

Значительная политическая роль, которую сыграло Пергамское государство, несомненна. Не менее важным стал вклад государства в развитие культуры эллинистического мира. Пергамское царство сложилось в зоне богатой и продолжительной полиэтнической культурной традиции. На ее основе и под ее влиянием сформировались условия, благоприятные для дальнейшего культурного прогресса. Развитию культуры в царстве Атталидов немало способствовали интенсивно развитая греческая и эллинизированная полисная городская среда и целенаправленная политика самой династии. Благодаря строительству ряда великолепных построек — театра, гимнасиев, храмов — и благоустройству жилых районов города столица Атталидов превратилась в архитектурную достопримечательность Восточного Средиземноморья. В Пергаме развивались научное и литературное творчество, изобразительное искусство, архитектура, медицина. К числу важнейших достижений пергамской династии следует отнести создание знаменитой библиотеки, которая превратилась не только в одно из наиболее важных и крупных книжных собраний всего древнего мира, но и в научное учреждение. Привлечение к царскому двору ученых, писателей, поэтов и художников, создание условий для их научного и художественного творчества стимулировали превращение столицы Атталидов — города Пергама — в один из выдающихся центров культурной жизни древности III—II вв. до н. э.

 

Источник: Климов О. Ю. Пергамское царство: проблемы политической истории и государственного устройства. — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ; Нестор-История, 2010. — 400 с. — (Историческая библиотека).
Чтобы сообщить об опечатке, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Журнал Labyrinthos - история и культура древнего мира
Код баннера: