«Не знать, что случилось до твоего рождения — значит всегда оставаться ребенком. В самом деле, что такое жизнь человека, если память о древних событиях не связывает ее с жизнью наших предков?»
Марк Туллий Цицерон, «Оратор»
история древнего мира
Петракова А. Е.

Паруса Эллады. Мореходство в античном мире

Морские сюжеты в древнегреческой вазописи

Море и его обитатели, плывущие корабли и божества морских глубин нередко становились сюжетами древнегреческой вазописи, начиная с гомеровского периода и вплоть до эпохи поздней классики, а сами расписные вазы, сделанные в одном городе, зачастую совершали долгое путешествие по морю к своему будущему владельцу. Изготовленные афинскими гончарами и вазописцами амфоры, килики, кратеры, оканчивали свой путь в домах и гробницах на берегах Азовского, Черного, Адриатического морей, а некоторые из них добирались даже до побережий Испании, т.е. на западный край «обитаемого мира», как называли его древнегреческие философы и историки. Морем перевозили и толстостенные нерасписные тарные сосуды (наиболее распространены были остродонные амфоры, которые хорошо закреплялись в трюмах кораблей), заполненные вином или маслом; морем в изобилии перевозили и нарядную расписную керамику, использовавшуюся во время застолий и для погребений.

Тема моря — одна из актуальных в искусстве греков, не только промышлявших рыбной ловлей и международной торговлей, но и вынужденных отправляться в поисках лучших земель, пригодных для выращивания хлеба, в дальнее плавание к берегам Италии, Малой Азии, Северного Причерноморья, Африки. Морское путешествие и его особенности, все тяготы и чудеса морских дорог нашли отражение в древнегреческих сказаниях и преданиях, в мифах и эпосе, в трагедиях и комедиях, в лирике и эпиграммах. Переменчивого моря боялись — недаром именно в море появлялись на свет и обитали многие чудовища греческой мифологии, такие как Сцилла или Харибда, на просторах моря обитали полудевы-полуптицы сирены, завлекавшие своим пением корабли мореходов на острые скалы, а философ Анахарсис на вопрос: «Какие из кораблей самые безопасные?» отвечал: «Вытащенные на берег». Море пытались усмирить и задобрить, принося дары и обращаясь к помощи морских богов.

Морские обитатели — осьминоги, дельфины, рыбы, раковины наутилуса, кораллы — в изобилии представлены на вазах II тысячелетия до н.э., изготовлявшихся критянами, отважными мореплавателями, бороздившими на своих кораблях Эгейское и Средиземное моря. Точность этих изображений такова, что современные ученые могут определять по ним все виды морских существ, известные обитателям острова Крит.

На греческих геометрических вазах IX-VIII вв. до н.э., помимо бега колесниц и сцен оплакивания умерших, можно встретить изображения морских путешествий (кратер из Британского музея, инв. № 1899.2-19.1), сражений (скифос из музея в Элевсине, инв. № 741) и даже кораблекрушений, тела жертв которых обгладывают рыбы (кратер из музея на острове Искья, инв. № Sp.I/I). Хотя изображения на этих вазах очень условны, будто бы составлены из простейших геометрических фигур, сами сцены очень выразительны и красноречиво демонстрируют особенности восприятия моря древними обитателями Балкан и островов Эгейского моря.

Прорисовка росписи на геометрической ойнохое: Кораблекрушение
Прорисовка росписи на геометрической ойнохое: Кораблекрушение

Исхия. VII в. до н.э.

(воспр. по: Boardman 1998. P. 161)

На чернофигурных и краснофигурных аттических вазах VI-V вв. до н.э., помимо изображений кораблей под парусами и гребцов, нередки также и сцены из плаваний мифологических персонажей — Язона и аргонавтов, Тезея, Одиссея, встречавших на своем пути множество препятствий, или бога Диониса, похищенного однажды тирренскими морскими разбойниками, которых он в наказание превратил в дельфинов (килик Экзекия из музея в Мюнхене, инв. № 2044). Кроме того, аттическая вазопись изобилует изображениями морских богов и благожелательно настроенных к людям морских существ, среди которых — сам бог моря Посейдон, его жена Амфитрита, их сын Тритон, морские старцы Протей и Нерей, обладавшие даром предсказывать будущее, дочери морского старца Нерея — нереиды, помогавшие морякам и рыбакам и олицетворявшие различные качества моря, дельфины, раковины и разнообразные рыбы.

Кроме ваз, украшенных росписями, греки изготавливали и фигурные сосуды в виде раковин, искусно имитировавшие естественные природные формы. Пустые раковины — естественные природные резервуары — служили для хранения косметики еще в III тысячелетии до н.э., поэтому форму раковин придавали маленьким флаконам для парфюмерии, амфорискам и арибаллам, которые носили на шее или поясе на кожаном шнурке, обвязав за горлышко или ручки. Такой сосуд одновременно исполнял роль и вместилища благовонной мази, и изящного украшения.

Источник: Паруса Эллады. Мореходство в античном мире: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2010. — 304 с.: ил.
Чтобы сообщить об опечатке, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Журнал Labyrinthos - история и культура древнего мира
Код баннера: