«Не знать, что случилось до твоего рождения — значит всегда оставаться ребенком. В самом деле, что такое жизнь человека, если память о древних событиях не связывает ее с жизнью наших предков?»
Марк Туллий Цицерон, «Оратор»
история древнего мира
Соколов Г. И.

Искусство Древней Греции

Заключение

С подчинением эллинских городов Риму начиналась новая эпоха в их художественной жизни. В Афинах и других городах Греции еще создавались такие величественные сооружения, как храм Зевса Олимпийского (илл. 145), арка Адриана, Одеон Герода Аттика, исполнялись скульптурные портреты, бронзовые и мраморные статуи. Но силы прежнего поэтического воплощения в них уже не было. Творчество греческих мастеров этого периода лишь глава в искусстве древнеримском, подчинявшемся вкусам и стилям поздней республики и империи.

После того как древние эллины были побеждены римлянами, а римляне затем и другими варварскими племенами, в Европе было создано немало выдающихся произведений искусства. Прекрасны готические соборы, украшенные статуями и цветными витражами, глубоко возвышенно уверенное в возможностях человека искусство Возрождения с творениями Леонардо, Рафаэля, Микеланджело. Захватывают воображение и сердца людей произведения великих мастеров XVII века и реалистические образы художников XIX века. И все же памятники, созданные древними эллинами, воплотившими наиболее гармонично различные человеческие чувства и мысли в ясные и четкие пластические формы, обладают качествами «недосягаемого образца», повторить всю непосредственность и величие которых человечеству уже никогда не было суждено. В искусстве Эллады, далеко не однородном по характеру, можно увидеть первые проблески тех чувств, которые нашли в дальнейшем свое выражение в художественных школах Европы как в эпоху Возрождения, так и позже и получали развитие в общепризнанных стилях и направлениях. Не только европейский классицизм обязан греческой классике. Пафос барочных форм уже звучал однажды в пластике эллинистических статуй и рельефов. Изысканная манерность образов рококо воспринимается порой как более позднее развитие настроений, воплощенных некогда в изящных греческих терракотовых статуэтках или утонченно-рафинированных своими композициями эллинистических рельефах. В наивной примитивности созданий геометрического стиля, в волнующей выразительности реалистических портретов позднего эллинизма, в схематической условности образов поздней античности — во всем этом впервые ярко и сильно прозвучало то, что позднее проявит себя во многих художественных течениях западноевропейского искусства от V века н. э. до наших дней.

Древнегреческое искусство дает возможность увидеть, как возникали и развивались чувства человека, начинавшего познавать красоту мира. В памятниках искусства Эллады живые и непосредственные и оттого особенно сильные впечатления оказались воплощенными в величественные храмы, прекрасные бронзовые и мраморные изваяния, изящные глиняные статуэтки, чеканные рельефы на монетах и медалях, гармонические росписи на вазах. Именно поэтому не кажутся чуждыми и непонятными современному человеку эти созданные тысячелетия назад произведения великих мастеров древности.

Источник: Соколов Глеб Иванович. Искусство Древней Греции.— М.: Искусство, 1980.- 271 с., ил.— (Очерки истории и теории изобраз. искусств).
См. также:
Чтобы сообщить об опечатке, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Журнал Labyrinthos - история и культура древнего мира
Код баннера: