«Не знать, что случилось до твоего рождения — значит всегда оставаться ребенком. В самом деле, что такое жизнь человека, если память о древних событиях не связывает ее с жизнью наших предков?»
Марк Туллий Цицерон, «Оратор»
история древнего мира
Свенцицкая И. С.

История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова

Эллинистический Египет

1. ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИЗМА

 

В период ожесточенной борьбы полководцев за раздел державы Александра в Восточном Средиземноморье складывались элементы новых экономических и политических отношений. Массы македонян и греков — купцов, ремесленников, наемников — оседали в Азии и Египте; они приносили свои обычаи и, в свою очередь, знакомились с местными традициями; вырабатывались новые формы и методы эксплуатации сельского населения; цари искали пути сближения с местной знатью, складывался новый государственный аппарат. Начиналась эпоха, которая в научной литературе получила название эллинизма. Этот термин ввел немецкий историк Дройзен, выпустивший в 30-х годах прошлого века трехтомную «Историю эллинизма». Для него эллинизм означал проявление эллинского духа и распространение эллинской культуры на Востоке. С тех пор содержание этого понятия существенно изменилось. По мнению большинства советских исследователей, время от распада державы Александра до римских завоеваний государств Восточного Средиземноморья (III—I вв. до н. э.) было временем взаимодействия местных и греческих обычаев, установлений, правовых норм, взаимодействия, результаты которого соответствовали уровню и потребностям общественного развития населения этого района. При этом нужно иметь в виду, что взаимодействовали не только греки и жители восточных областей, но и различные местные народности друг с другом.

Взаимодействие это было подготовлено всем предшествующим социально-экономическим и политическим развитием средиземноморского региона: преодолением хозяйственной замкнутости, проявлением универсализма в рамках «мировых» империй, развитием гражданских общин в восточных областях. Способствовали взаимодействию и новые явления в области идеологии и социальной психологии: возникновение в Греции учения о естественном равенстве людей, развитие антропоцентризма в восприятии окружающего мира, появление предпосылок культа правителей в эллинском мире.

Отдельные области, входившие в III—I вв. до н. э. в эллинистические государства, имели свою специфику экономического развития: различия в хозяйственной организации были в областях орошаемого и неорошаемого земледелия; Месопотамия, ряд районов Египта, западная Малая Азия, города Сирии и Палестины были древними центрами ремесла и торговли, а в глубинных районах Малой Азии господствовало натуральное хозяйство. В этот период усиливается обмен не только между отдельными географическими районами, но и между сельскохозяйственной территорией и городом внутри отдельных районов.

Важная особенность обмена заключалась в том, что в наиболее крупных государствах внешняя торговля находилась под контролем центральной власти. Эллинистические монархи имели в своем распоряжении торговый флот, чеканили свою монету; караванные стоянки находились в ведении центральной администрации. Правители поощряли ввоз одних и запрещали ввоз других товаров, регулировали сельскохозяйственное и ремесленное производство. Распоряжаясь колоссальными продовольственными и денежными ресурсами, они поддерживали экономику нужных им торгово-ремесленных центров. Так, например, после землетрясения 227 г. до н. э., когда был разрушен крупнейший торговый город Эгейского моря Родос, эллинистические правители, заинтересованные в быстрейшем восстановлении этого транзитного пункта, отправили родосцам колоссальные дары, в том числе хлеб, лес, металл и корабли.

Товарное производство внесло существенные изменения в традиционные формы организации хозяйства и методы эксплуатации непосредственных производителей, большинство которых было организовано в сельские общины. Распространение отношений зависимости (прежде всего от государства), основанной на применении насилия, на огромные массы сельского населения было характерной чертой периода эллинизма. Особенностью политической организации этого периода было сочетание обширных монархий с самоуправляющимися коллективами граждан, в которые не входило большинство населения.

 

2. ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВО ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ЕГИПТА

 

Одним из первых эллинистических государств, обособившихся из владений Александра Македонского, был Египет. С 323 г. до н. э. сатрапом Египта стал один из ближайших соратников Александра, энергичный и талантливый Птолемей, сын Лага, который в 305 г. провозгласил себя царем. Владения Птолемея I не ограничивались Египтом; он присоединил Киренаику на запада и начал борьбу с другими полководцами Александра за Южную Сирию. Его сын Птолемей II присоединил часть областей Малой Азии — Ликию, ряд городов Карии, захватил Милет.

В правление первых царей из династии Птолемеев сложилась система хозяйства и управления, характерная в целом для всего эллинистического Египта.

Птолемей I Сотер
Птолемей I Сотер

III в. до н. э. Греция или Малая Азия (?). Мрамор

Париж. Лувр

Новые правители использовали как греческие институты, так и ряд местных традиций для укрепления своей власти. Птолемей I украсил и расширил Александрию, один из немногих полисов в Египте, стремясь превратить ее в крупнейший порт Средиземноморья. Он основал полис Птолемаиду — примерно на 200 км ниже Фив по течению Нила. Большое количество греко-македонских колонистов-клерухов получили земельные участки от царя на условиях несения военной службы. Птолемеи сохранили традиционное деление на номы, но во главе номов поставили стратегов. Греки — знатоки права и финансов занимали высшие государственные посты. Одновременно тот же Птолемей I стремился показать себя наследником фараонов, привлечь к себе знатных египтян (один из военачальников в его войске был правнук фараона Нектанеба, успешно отстаивавшего независимость Египта от персов) и опереться на местное жречество. В одной из надписей говорится, что Птолемей, будучи сатрапом, возвратил египетскому храму земли, отнятые персами. При Птолемеях в Египте продолжало существовать большое количество привилегированных храмов.

Птолемеи как завоеватели, с одной стороны, и наследники фараонов — с другой, считали себя вправе распоряжаться всей землей Египта. Часть земель была отдана немногим полисам (как это делалось и в других эллинистических государствах); на этих землях находились владения граждан. Все остальные земли в Египте делились на собственно царские и уступленные. К последним относились храмовые земли, участки воинов-клерухов, дарственные земли, которыми царь вознаграждал высших чиновников, и так называемые частные земли, находившиеся в наследственном владении у отдельных лиц. Несмотря на известную дробность категорий землевладения, в птолемеевском Египте наблюдается очень большая централизация в организации сельского хозяйства. Все земли, за исключением дарственных, облагались налогами; цари вмешивались в обработку земли, в чьем бы владении она ни находилась, предписывая каждому ному определенные планы посева. Даже первый министр Птолемея II — диойкет Аполлоний, ведавший всеми хозяйственными делами в стране, владевший колоссальными дарственными землями, получал предписания от своего повелителя, что именно он должен сеять.

Вмешательство центральной власти в хозяйственную жизнь и тщательный контроль за ней нарушали традиционные нормы эксплуатации непосредственных производителей. Крестьяне, обрабатывающие царскую землю, назывались «царскими земледельцами». Юридически они выступали как арендаторы царской земли и заключали специальные договоры с представителями царской администрации. В этих договорах детальнейшим образом оговаривались обязательства крестьян по обработке данного участка. Земля по урожайности делилась на разряды, и с каждого разряда следовало платить определенное количество сельскохозяйственных продуктов. При такой системе взимания податей (не доли урожая, как в доэллинистическом Египте, а твердой платы натурой) все убытки в случае неурожаев падали только на земледельца. Крестьяне не имели права оставлять хлеб себе, прежде чем расплатятся с казной; не могли они оставлять и семенной фонд. Семена сдавались в государственные хранилища, а затем те семена, которые должны были высеваться согласно посевному расписанию, выдавались в качестве ссуды. В ряде случаев крестьяне получали скот для обработки земли, за пользование которым они должны были платить. «Царские земледельцы» жили в деревнях; деревня-кома в целом отвечала за выплату податей земледельцев. Основную массу царских земледельцев составляли египтяне, однако ими могли стать и переселенцы из других стран (в том числе даже греки), если им не удавалось найти какого-либо другого занятия. Царские земледельцы обладали некоторой правоспособностью, могли совершать сделки друг с другом, могли сдавать свои участки в аренду или арендовать землю у частных лиц. Среди них существовало имущественное неравенство. Но по отношению к царской власти они выступали как зависимое население. За неуплату податей их могли продать в рабство; они были обязаны обработать свой участок. Земледельцы не были юридически прикреплены к земле: при условии выплаты податей они могли менять место жительства; но их уход из деревни без такой выплаты расценивался как бегство (анахоресис). У нас нет сведений, что бежавших земледельцев специально разыскивали; но деревня, если местопребывание бежавшего становилось известным, могла обратиться к царским чиновникам с просьбой о возвращении налогоплательщика.

Должностные лица в деревнях — старосты (комархи), писцы — назначались царской администрацией. Контроль над выполнением обязательств, взятых царскими земледельцами, осуществлялся специальными должностными лицами — инспекторами урожая в каждом селении и экономами — в масштабах нома. До нас дошла «Инструкция эконому», относящаяся, по всей вероятности, ко II в. до н. э., где подробно перечисляются все вопросы, связанные с контролем над производством. Эконому предписывалось следить за всеми сельскохозяйственными работами: «Когда сев закончен, неплохо было бы, если бы ты внимательно его обследовал; таким образом ты ясно удостоверишься в том, что выросло, узнаешь точно, что плохо посеяно и что вовсе не засеяно. Отсюда ты узнаешь, кто небрежно относился к делу, и тебе будет известно, не употребил ли кто семена для других целей, не по назначению. Особенное внимание обратите на то, чтобы ном засевался согласно посевному расписанию».

Не имея хозяйственной инициативы, будучи обременены многочисленными обязанностями, «арендаторы» царской земли — крестьяне должны были также принимать участие в государственных работах, и прежде всего в строительстве ирригационных сооружений. Работы «на дом царя» были широко распространены в древневосточных государствах — Птолемеи усовершенствовали систему организации этих работ и контроля над ними, который осуществлялся целой иерархией должностных лиц — начиная от комарха и кончая специальными архитекторами.

Царские земледельцы, как и остальные египтяне, платили и подушный налог в денежной форме, и большое количество всяческих пошлин —5% с аренды дома, 10% с продажной цены товара и т. д.

Греческая организация косвенных поборов, выработанная в условиях классического полиса, не знавшего регулярных прямых налогов на имущество граждан, и система податей и повинностей, существовавшая в древнем Египте, слились в грандиозную систему ограбления народных масс, при которой ни одна сторона деятельности трудового населения Египта не могла бы ускользнуть от финансового контроля государства.

Методы внеэкономического принуждения применялись в эллинистическом Египте и к работникам царских мастерских. Ряд отраслей производства, в частности маслоделие, были монополией царя. Птолемеи конфисковали все маслодельные прессы. Организацию производства в царских мастерских ярко воспроизводит та же инструкция эконому. Оборудование мастерских — ткацкие станки, прессы для производства масла — было на учете у государства. Ремесленники получали сырье из казны и в казну же сдавали готовую продукцию, качество и количество которой определялось указаниями сверху. «Посещай и ткацкие мастерские...— говорится в инструкции,— и приложи все старания, чтобы по возможности большее количество станков работало и чтобы ткачи изготовляли падающий на ном ассортимент полностью. Если кто не выполнит предписанное количество штук, пусть с него будет взыскана цена, определенная для каждого сорта (царским) постановлением. Особое внимание обрати на то, чтобы полотно было хорошего качества и предписанной плотности...»

Аналогичные указания приводятся и в отношении маслодельных мастерских. Сырье должно было выдаваться строго по норме, и хранилось оно, так же как и готовая продукция, в специальных складах, опечатанных экономом данного нома.

Произведенная продукция продавалась по установленным сверху ценам мелкими розничными торговцами, которые фактически были государственными агентами.

Царские ремесленники не имели права покидать мастерские в период работ; так же как и царские земледельцы, они были в полной зависимости от государства.

Папирусы упоминают довольно значительное количество собственно рабов в частных — даже средних по размерам — хозяйствах (например, в хозяйствах воинов встречается свыше десяти рабов). Рабы использовались главным образом в качестве обслуживающего персонала: слуг, агентов; существенной роли в производстве рабы не играли, если не считать рабынь-ткачих и т. п.

Рабами становились люди, захваченные на войне, проданные за долги царской казне. Не все военнопленные обязательно становились рабами, некоторые из них получали наделы земли, которые и должны были возделывать в качестве царских земледельцев. В данном случае Птолемеи продолжали практику, существовавшую в Египте в предшествующие периоды.

Особенно тяжелым было положение работников рудников. Подробное описание золотых рудников в Нубии сохранилось у более позднего греческого историка Диодора Сицилийского, заимствовавшего эти сведения у одного из писателей II в. до н. э. Людям, работавшим в рудниках, нечем было прикрыть наготу; днем и ночью они не знали отдыха. В рудниках применяли и детский труд. Кормили работников настолько плохо, что они долго не выдерживали и погибали. Сильная охрана не давала возможности бежать. Пополнялись ряды работающих частично за счет военнопленных; осужденных за преступление; заключенных под стражу (без суда) «из-за несправедливых обвинений или личной вражды». Иногда в рудники отправлялись не только осужденные или обвиненные, но и их семьи. Таким образом, работа в рудниках была тяжелым наказанием, причем не только для уголовных преступников, но и для всех людей, проявлявших в той или иной форме ослушание государственной власти, или просто личных недругов власть имущих. Применяя труд осужденных в рудниках, Птолемеи преследовали и политические и экономические цели: они стремились подавить всякую возможность выступлений против правительства и, используя жесточайшие методы внеэкономического принуждения, получать наибольшие доходы.

Основной опорой власти Птолемеев в Египте была целая армия чиновников: диойкет, экономы, писцы, инспектора, сборщики, полицейские и т. п. Высшие чиновники получали от царя «дарственные» земли. У диойкета Аполлония были обширные владения в разных местах Египта, а также в Палестине. Эти земли частично были освобождены от податей: управляющий Аполлония сам ведал полицией и, следовательно, был в какой-то мере независим от царских чиновников. Однако цари могли отбирать «дарственные» земли: после смерти Птолемея II Аполлоний был лишен должности и его земли перешли в ведение царской казны.

Менее важным должностным лицам царь раздавал земельные участки (большей частью пустующие) в вечное пользование: с таких земель уплачивались налоги. Кроме того, чиновники получали денежное вознаграждение: в податном уставе Птолемея II указывается, что сборщикам налогов необходимо уплачивать 30 драхм в месяц каждому, их помощникам — 20 драхм и т. д. Помимо людей, непосредственно находившихся на службе царя, с государственным аппаратом была связана довольно большая группа людей — откупщиков, торговцев, получавших товары из царских мастерских. Птолемеи сбор ряда податей сдавали на откуп отдельным лицам, но деятельность последних находилась под строжайшим контролем правительственной администрации. Откупщики должны были гарантировать государству определенную сумму сбора и все недоимки покрывали из собственных средств. Они не имели права собирать больше положенного, а в качестве вознаграждения, согласно данным III в. до н. э., получали 5% собранной суммы. Таким образом, эти люди тоже выступали своего рода агентами центральной власти, весь аппарат которой — чиновники и полицейские — способствовал получению царем дохода от сбора податей.

Государство стремилось в эту разветвленную бюрократическую систему включить также и должностных лиц деревни — старейшин, писцов и т. д., сделав их представителями государственной власти на местах. Эти должностные лица руководили сбором подати в своей деревне. В одном из папирусов из Тебтюниса комархи и старейшины земледельцев (последние выбирались деревней) сообщают о том, что они, «работая днем и ночью», собрали арендную плату со своих односельчан. Комарх и старейшины были также низшей судебной инстанцией. Положение должностных лиц, за спиной которых стояло государство, давало им возможность обогащаться за счет общинников. В папирусах встречаются указания на конфликты между должностными лицами в деревне и крестьянами — в том же документе из Тебтюниса комарх и старейшины жалуются на крестьян-односельчан, силой разогнавших сборщиков налогов. Сельская община в птолемеевском Египте была не организацией свободного населения для защиты его интересов, но организацией зависимых земледельцев в интересах государства.

Опорой Птолемеев в Египте были также воины-клерухи (держатели участков царской земли) и египетское жречество. Среди клерухов преобладали греки и македоняне, но встречались также сирийцы, фракийцы и даже кельты1. Египтяне служили только во вспомогательных войсках и в полицейских отрядах. Им выдавались значительно меньшие участки земли, чем другим воинам. Клерухи получали помещение для жилья — обычно часть дома местных жителей. В одном папирусе рассказывается, как некоторые жители Крокодилополиса в 242 г. до н. э., чтобы избавиться от постоев клерухов, разобрали крыши домов и поставили перед дверьми в качестве защиты алтари богам. Клерухи иногда привлекались к исполнению должности инспекторов урожая. Все это вызывало острую вражду рядовых египтян к клерухам.

В среде местного населения продолжали сохраняться древние обычаи и правовые нормы. Так, обнаружено правовое руководство, происходящее из храмового архива и датируемое III в. до н. э., но сами установления значительно более древние (в сохранившихся частях речь идет об аренде земли, о праве наследования). Эти нормы действовали вплоть до римского времени: найдены фрагменты правового руководства в переводе на греческий (уже после присоединения Египта к Риму).

Жречество было хранителем древних традиций, но при этом поддерживало власть Птолемеев: оно получало от центральной власти привилегии, которые компенсировали им неудобства, связанные с вмешательством царской администрации. Храмам передавались участки запущенной земли, в пользу храмов шли некоторые подати.

Птолемеи использовали не только местные культы. Важным шагом в религиозной политике Птолемеев было учреждение царских культов. В 269 г. до н. э. Птолемей II учредил культ своей умершей сестры-жены Арсинои Филадельфы2, затем культ своих родителей, Птолемея I и Береники, под именем богов-сотеров (спасителей). Сбор податей в пользу храмов был после создания новых культов централизован: царские чиновники собирали 1/6 часть урожая с садов и виноградников, которая раньше шла непосредственно храмам. Затем эта подать распределялась царской казной по тем храмам, которые ввели у себя царский культ.

Птолемей II Филадельф
Птолемей II Филадельф

II или I в. до н. э. Мрамор

Париж. Лувр

В знаменитой Розеттской надписи (той самой, изучение которой помогло Шампольону дешифровать египетские иероглифы) жрецы восхваляют Птолемея V за то, что тот сумел подавить народные движения, освободил храмы от недоимок по поставкам продовольствия, денег и льняных тканей казне и оказал им почести (196 г. до н. э.): «Так как он привилегии храмов и Египта сохранил без изменений и в целости, в соответствии с законами, и украсил Апиейон (место пребывания священного быка Аписа.— И. С.) великолепными сооружениями... нуждающиеся же в восстановлении храмы он поправил, имея ко всему, что касается божества, усердие благодетельствующего бога: разузнав о наиболее уважаемых храмах, он восстановил их, как приличествует его царствованию», то жрецы всех храмов страны постановляют «как можно более умножить почести, оказываемые в настоящее время вечно живому царю Птолемею, возлюбленному Пта, богу Эпифану Эвхаристу».

На землях египетских храмов могли работать царские земледельцы. Но существовала также особая группа людей, связанных с храмом,— иеродулы («священные рабы»). Иеродулы — не рабы в обычном, юридическом смысле слова. Они исполняли некоторые работы для храма, могли арендовать храмовую землю. Иеродулы могли иметь и собственное имущество, семью, обладали правоспособностью. Они считались как бы состоящими под покровительством храма. Зависимость иеродулов была наследственной; свободные люди могли добровольно посвятить себя божеству и стать таким образом иеродулами: в одном папирусе, например, женщина посвящает себя Сокнебтюнису, богу-крокодилу; она обещает платить определенные денежные взносы ежегодно, не покидать храмовой округи и просит бога защитить ее от всяких духов, от пьяного, от мертвеца, от безумного и т. п. Посвящали себя божеству, по-видимому, люди из низших слоев общества; стремление получить покровительство храма тесно переплеталось с суевериями, но и то и другое выражало в данном случае ощущение неустойчивости, незащищенности, свойственное людям эллинистической эпохи.

Особое место в общественной структуре эллинистического Египта занимали полисы: основанные после греко-македонского завоевания Александрия и Птолемаида и старый греческий полис Навкратис. Египетские полисы, по-видимому, напоминали все остальные самоуправляющиеся гражданские коллективы эллинистического мира: они имели определенную территорию, их граждане пользовались самоуправлением (в Птолемаиде известно народное собрание и совет; в Александрии — во всяком случае, народное собрание), имели свои правовые установления. Наиболее сложным было устройство Александрии: там существовало несколько групп населения: полноправные граждане; люди, называвшиеся просто «александрийцы» (вероятно, пользовавшиеся ограниченными правами); самоуправляющиеся коллективы переселенцев из других областей Средиземноморья — такие коллективы назывались политевмами (так, в Александрии существовала политевма иудеев) — и бесправные египтяне (подданные, лао́й — «люди»). Наряду с выборными должностными лицами в полисах были и царские чиновники, наблюдавшие за внутренней жизнью города. Основную массу населения Александрии (и, вероятно, других полисов) составляли торгово-ремесленные слои.

Если в самом Египте полисы играли не очень значительную роль (о внутреннем устройстве древних египетских городов в этот период мы ничего не знаем), то во внешних владениях Птолемеи проводили традиционную для эллинистических правителей политику опоры на самоуправляющиеся гражданские коллективы. Все население подвластных территорий делилось на граждан полисов и подданных (лаой). Птолемей II расширил и перестроил ликийский город Патару, назвав его Арсиноей Ликийской. Милет получил от Птолемеев землю. Во главе отдельных областей стояли египетские наместники, которые следили за внутренней жизнью как в городах, так и в сельских поселениях, в частности регулировали налоговое обложение. Сбор налогов с ряда областей, например Сирии и Финикии, сдавался на откуп.

Египетские вельможи и наместники получали от царя землю во владениях Птолемеев вне самого Египта. Уже упоминались земельные владения диойкета Аполлония в Палестине; известны земли наместника Ликии Птолемея, сына Лисимаха — в районе ликийского города Тельмесса, стратега Птолемея — в Сирии. На этих землях находились деревни; жители этих деревень (лаой) подчинялись крупным владельцам земли. В ряде покоренных областей происходило в широких масштабах превращение местного населения в прямых рабов: Птолемей II издал специальный указ, запрещающий обращать свободных подданных в рабство.

В течение III в. до н. э. Птолемеи вели активную внешнюю политику. Они стремились расширить свои владения в Малой Азии, вмешиваться в дела Балканской Греции, поставить под свой контроль острова Эгейского моря. Особенно ожесточенной была борьба Птолемеев с Селевкидами за обладание Южной Сирией, через которую проходили важные торговые и стратегические пути (всего было пять так называемых Сирийских войн). Наибольших военных успехов добился Птолемей III в период III Сирийской войны: он захватил всю Сирию и Финикию; египетские войска даже вошли в столицу Селевкидов — Антиохию на Оронте. Хотя какие-то внутренние события в Египте заставили Птолемея III отступить, тем не менее значительная часть завоеванных территорий осталась у Египта. Вплоть до начала II в. до н. э. под контролем Египта находился важный торговый путь из Индии, проходивший через Раббат-Аммон (или Филадельфию — ныне Амман в Иордании) к Акре (Птолемаиде) и финикийскому побережью. Контролируя важные морские и сухопутные дороги Египет ввозил все необходимое: дерево, металлы (центром добычи меди был Кипр, принадлежавший Птолемеям), лошадей, лучшие сорта вин, мрамор, пряности, рабов. Египетские купцы, выступавшие в качестве агентов центральной власти, вывозили зерно, масло, ткани, благовония, слоновую кость из Африки. Монополия внешней торговли приносила царской казне огромные доходы.

В III в. до н. э. улучшение ирригационной системы по всей стране, контроль над доходностью земель, эксплуатация внешних владений вызвали на некоторое время подъем производительных сил Египта. Благодаря посевным расписаниям в сельское хозяйство внедрялись новые сорта пшеницы и винограда. Из Малой Азии ввозились вместе с пастухами милетские овцы, дававшие высококачественную шерсть. Особое внимание уделялось разведению масличных культур, а также винограда и льна, поощряемому государством в ряде районов; все это усиливало товарность сельского хозяйства. Сосредоточение огромных средств в руках главы государства давало ему возможность вкладывать эти средства в те отрасли производства, в развитии которых была заинтересована центральная власть.

Для периода эллинизма характерен резкий скачок в развитии техники, в строительстве и военном деле. При строительстве ирригационных сооружений применялось специальное водоотливное приспособление, изобретение которого приписывалось Архимеду (так называемый Архимедов винт). Одно из «семи чудес света» — Фаросский маяк3, величайшее достижение инженерного искусства древности, высотой около 120 м — был воздвигнут у входа в гавань столицы Египта — Александрии.

Были достигнуты успехи и в области кораблестроения: появились пятнадцатирядные и шестнадцатирядные военные корабли. По приказу Птолемея IV был построен сорокарядный корабль, имевший длину 125 м, высоту до верхней части форштевня — около 20 м; его обслуживали 4 тыс. гребцов и 400 матросов. Правда, этот корабль практического применения не имел, он представлял собой плавучий дворец и должен был демонстрировать мощь и величие Птолемеев. Историк Плутарх пишет о нем: «Однако корабль этот являл только зрелище, явно не отличаясь от неподвижных построек — он был создан напоказ, а не для дела — он двигался неверно и с трудом».

Египетские корабли можно было встретить в разных уголках Средиземного и Черного морей; советские археологи обнаружили в греческом городе Нимфей (в Крыму) изображение на штукатурке военного корабля Птолемеев «Исида», прибывшего в Нимфей с дружеским визитом.

При некоторых успехах птолемеевское государство не отличалось внутренним благополучием; содержание огромного бюрократического аппарата требовало слишком больших налогов; постепенно нарушалось равновесие между ростом производства и ростом налогов. Переломным моментом в истории эллинистического Египта стала последняя четверть III в. до н. э.

 

3. УПАДОК ЕГИПТА ВО II—I ВВ. ДО Н. Э.

 

Уже воцарение Птолемея IV в 221 г. до н. э. сопровождалось борьбой в придворных кругах: была убита царица-мать Береника. В 219—217 гг. до н. э. происходила IV Сирийская война между Птолемеем IV и Антиохом III Селевкидом. Только благодаря тому, что Птолемей сформировал фалангу из египтян, ему удалось одержать решающую победу при Рафии. Но это была его последняя победа. Птолемей поспешил заключить мир, чтобы распустить египетских воинов, которым он имел все основания не доверять. Египетские воины, недовольные своим приниженным положением, начали волноваться. Волнения, выступления отдельных групп и прямые мятежи начались сначала в Нижнем Египте, а затем охватили всю страну. В Фиваиде народные волнения продолжались около 20 лет. Восставшие нападали на земли клерухов, выступали против представителей местной администрации и жречества. Жречество в целом продолжало оказывать Птолемеям поддержку. Только к 186 г. до н. э. восстание было подавлено.

В начале II в. до н. э. резко ухудшилось внешнеполитическое положение Египта. Антиох IV Селевкид захватывает сирийские владения Птолемеев и вторгается около 170 г. до н. э. на территорию Египта, заняв Мемфис. И только вмешательство Рима в 169-68 г. заставило Антиоха IV уйти из Египта. Военные неудачи Птолемеев, прекращение притока податей из внешних владений ухудшили и внутреннее положение Египта.

Со II в. до н. э. Египет испытывает экономический и политический кризис. Этот кризис ранее всего сказывается в сельском хозяйстве, где особенно явно выступает незаинтересованность непосредственных производителей в труде. Во II—I вв. растет количество бездоходных, т. е. запущенных, земель. Ухудшается ирригационная система, происходит засоление почвы. Правительство пыталось увеличить доходность земель, вводя принудительную аренду: царских земледельцев заставляли кроме своих участков обрабатывать еще и запущенные. Но земледельцы отвечали на эти меры бегством, уходили из своих деревень. Крестьяне переселялись в город или на частные земли, становясь там арендаторами.

Для II в. до н. э. характерно, с одной стороны, усиление роли частного землевладения, а с другой — попытка со стороны центральной власти усилить контроль над экономикой страны путем увеличения бюрократического аппарата. Царская казна продавала частным лицам выморочные, брошенные, конфискованные за долги земли. Покупатели обязаны были выплачивать налоги. Участки клерухов становятся наследственными владениями. Храмовые земли и земли воинов также переходят путем «уступки» в частные руки. Но крупных земледельческих хозяйств не создается: владения отдельных лиц обычно были расположены в разных местах и сдавались в аренду. В ремесленном производстве также происходит нарушение царских монополий, появляются частные мастерские. Чтобы в известной мере сдерживать и контролировать все эти процессы, Птолемеи увеличивают и «совершенствуют» свой бюрократический аппарат: экономы — хозяйственные чиновники стали подчиняться полицейскому чиновнику — архифилакиту; появляются две должности экономов: одна — по контролю над денежными сборами, другая — над сборами натуральными. Но усиление бюрократического аппарата привело к обратным результатам. Бюрократия превратилась в самодовлеющую силу в государстве, и злоупотребления на местах приняли такую форму, что центральная власть оказалась не в силах с ними справиться.

Хотя нехватка рабочей силы ощущалась на всех землях, все-таки положение на частных землях было лучше, чем на государственных. Получают распространение отношения «покровительства» (скепе), когда отдельные земледельцы или даже целые деревни переходили под покровительство крупных чиновников, вельмож, чтобы те оградили их от произвола местных властей.

Неустойчивость экономического положения порождает постоянную борьбу за власть, которая доходит до самых ожесточенных форм; примером может служить длительная борьба Птолемея VIII со своей сестрой и женой Клеопатрой II. Птолемей VIII женился на Клеопатре II, вдове своего брата Птолемея VI (предварительно убив ее сына, своего племянника), но потом отстранил ее от власти и взял в жены ее дочь от первого брака Клеопатру III. Клеопатра II начала упорную борьбу, используя недовольство различных слоев населения, в том числе и недовольство торгово-ремесленных кругов Александрии. В конце концов произошло примирение, Клеопатра II была признана царицей-сестрой наряду с царицей-женой Клеопатрой III — от имени всех троих в 118 г. были изданы так называемые «декреты человеколюбия», где объявлялась амнистия всем участникам политической борьбы и провозглашалась борьба с злоупотреблениями чиновников. Само перечисление этих злоупотреблений наводит на мысль об очень широком их распространении. Прежде всего запрещалось собирать что-либо с земледельцев и царских ремесленников и других лиц «в пользу стратегов, или начальников филакитов, или архифилакитов, или экономов, или их подчиненных, или других чиновников». Затем запрещалось лицам, занимающим официальные должности, или их подчиненным, или вообще кому бы то ни было «отнимать обманным образом царскую землю у земледельцев и обрабатывать ее по своему произволу». Запрещалось также стратегам и другим чиновникам «привлекать кого-либо из жителей страны к работе на их собственные нужды... принуждать их работать даром». Итак, те самые люди, которые были призваны охранять интересы царя, захватывали царскую землю и присваивали себе подати с царских земледельцев. В «декретах человеколюбия» снимались недоимки по податям; утверждалось право владения землями, купленными у казны; воины-эллины, жрецы, царские земледельцы и ремесленники, имевшие только один дом, в котором сами жили, освобождались от постоев.

Однако эта попытка наладить нормальную жизнь в стране не увенчалась успехом. Птолемеи боролись с засильем чиновников бюрократическими же методами. Существование громоздкой машины управления приводило к перенапряжению экономики. В I в. до н. э. продолжается ухудшение сельскохозяйственного производства; почвы заболачиваются, земледельцы бегут; происходит обесценивание денег и, как естественное следствие, усиливаются злоупотребления местного аппарата. В Египте с начала I в. до н. э. снова вспыхивает восстаноние в Фиваиде. При Птолемее XII Авлете («Флейтисте») волнения происходят сразу в трех номах: Гераклеопольском, Арсипоитском и Оксиринхском.

Во внешней политике Египет постепенно теряет свою самостоятельность и становится покорным слугой Рима. История последних лет существования независимого Египта в I в. до н. э. связана с именем знаменитой царицы Клеопатры. Клеопатра вела борьбу за престол со своим братом Птолемеем XIII. Ее поддержал римский полководец Юлий Цезарь. Население Александрии, выступавшее против подчинения Риму, подняло восстание; во время этого восстания пожар уничтожил часть замечательной александрийской библиотеки. Всю зиму 48-47 г. до н. э. римский военный отряд во главе с Цезарем выдерживал осаду александрийцев в резиденции египетских царей. Когда прибыли подкрепления, Цезарь разбил восставших и армию Птолемея XIII; Клеопатра была объявлена царицей.

После смерти Цезаря Клеопатра попыталась укрепить Египет с помощью одного из сподвижников Цезаря — полководца и правителя восточных провинций Марка Антония. Марк Антоний женился на Клеопатре; он передал ей и ее детям часть римских владений. Но Антоний потерпел поражение в борьбе за власть в Риме с Октавианом — будущим императором Августом — и покончил жизнь самоубийством. Попытки Клеопатры договориться с победителем кончились неудачей; тогда она тоже покончила с собой: существует легенда, что по ее распоряжению слуга принес ей во дворец (где она находилась под охраной римлян) корзину с инжиром; в этой корзине была скрыта ядовитая змея, и Клеопатра подставила руку ей под укус. Так погибла последняя египетская царица; Египет перешел под власть Рима.

Присоединение Египта к Риму явилось прежде всего следствием внутреннего ослабления этой некогда сильнейшей державы Средиземноморья, ослабления, вызванного экономическим кризисом, народными волнениями, междоусобной борьбой.

  • 1. Кельты, или галлы,— племена, обитавшие в I тысячелетии до н. э. в Центральной и частично Западной Европе. Кельты говорили на языках одной из ветвей индоевропейской языковой семьи. В III в. до н. э. ряд кельтских племен вторгся в Малую Азию (там их называли галатами). Из этих, областей кельты и попадали в Египет.
  • 2. Птолемей II женился вторым браком на своей сестре, вдове Лисимаха, женщине энергичной и одаренной. Такой кровнородственный брак соответствовал традициям фараонов древнего Египта.
  • 3. Это и был «Александрийский столп» (т. е. башня); к Александровской колонне в Петербурге это название применяется в переносном смысле.
Источник: История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука. Главная ред. вост. лит. издательства, 1989. [Кн.2]. Расцвет древних обществ. Отв. ред. И.С. Свенцицкая. — 572 с. с карт.
Чтобы сообщить об опечатке, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Журнал Labyrinthos - история и культура древнего мира
Код баннера: