«Не знать, что случилось до твоего рождения — значит всегда оставаться ребенком. В самом деле, что такое жизнь человека, если память о древних событиях не связывает ее с жизнью наших предков?»
Марк Туллий Цицерон, «Оратор»
история древнего мира
Василакис Адонис

Великая надпись. Свод законов Гортины

 

Гортинские законы

 

МИФЫ, ТРАДИЦИИ, ИСТОРИЯ И ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРТИНЕ

 

1

 

Значимость великого древнего города Гортины признана и запечатлена в ее богатых мифологических и религиозных традициях. Такие великие боги, как Зевс, Европа и Деметра, а также, полубоги, герои и цари, такие как Минос, Гортин, Радамант, а также Иасион и Минотавр, играют ведущую роль в ее мифах. Гортина также связана с главными фигурами христианства - апостолами Павлом и Титом, и десятью святыми мучениками.

Зевс под видом быка совокупился с Европой, которую привез из Финикии, под сенью тенистого платана на берегу реки Литеос. Позднее на этом месте были основаны древнейшая Агора города, Экклезиастерион (Конгресс-Холл) и римский одеон. Платан получил благословение и с того времени остается вечнозеленым. Основателем города считается сам царь Минос, который родился здесь.

Согласно мифу, именно на полях Гортины Миносу был преподнесен в подарок бык, с которым совокупилась царица Пасифая, и из этого союза родился Минотавр. В соответствии с более поздней византийской традицией, мифический Лабиринт, выступающий в качестве тюрьмы для Минотавра, был искусственной пещерой древним карьером близ села Кастелли, известный также, как Лабиринт Гортины. На тех же плодородных и хорошо испаханных полях Гортины Деметра, великая богиня земледелия и плодородия, разделила ложе с мифическим Иасионом, от которого родила Плутоса.

Еще одна традиция утверждает, что основателем города был Радамантис или его сын Гортин, герой, который носит имя города. Еще одна версия событий, касающихся основания города, упоминает в качестве его первого поселенца человека по имени Гортин из местечка Тегеа, что в Аркадии, а другая - соотносит его с героиней по имени Гортина, царицей Крита и матери короля-быка.

 

2

 

В Илиаде Гомера [стих 646] Гортина упоминается как "обладающая стенами", факт, подтвержденный раскопками: акрополь на холме Святого Иоанна был укреплен еще в раннем геометрическом периоде [1000-900 до н.э.]. В Одиссее [книга первая, стих 293-296] упоминается территория Гортины, простирающаяся к морю. Это, возможно, означает, что к 8-му веку до н. э. город уже распространился на равнину.

Другие древние писатели дают городу различные названия: Эллотис, Эллотиа и Кремния, а название Гортина писалось как Гортис и Гортин. На различных городских монетах демонстрировались локальные мифы: Европа верхом на Зевсе, в образе быка, или же на верхушке платана с Зевсом в образе орла.

В те исторические времена мифические традиции были смешаны с историческими фактами. Согласно местной традиции, апостол Павел проповедовал слово Божие в Гортине, и там же провозгласил своего ученика Тита первым епископом церкви Крита.

Тит принял мученическую смерть в Гортине и в его честь был построен великолепный храм - возможно, это пятинефная базилика, которую в настоящее время раскопали у северной стороны деревни Митрополи. Путешественник начала 15-го века Буонделмонти упоминает, что апостол Тит происходил из рода царя Миноса, чей разрушенный дворец, как он думал, мог располагаться в Гортине.

Говорят, что Гортина была также местом преследования во времена императора Декия в 250 г. н.э., святых десяти мучеников [Агии Дека], умерщвленных в римском амфитеатре "Алонион". Местом их мученичества, вероятно было в Спилиусе или в Агия Лимни, к западу от деревни, названной в их честь. Их церковь была построена позже, точно в том месте, где их казнили.

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Уже с середины первого тысячелетия до н. э. Гортина была известна как ведущая политическая сила юго-центральной части Крита, и являлась одной из пяти самых мощных городов, вместе с Кноссом, Литтосом, Элефтерной и Кидонией, между которыми велась острая борьба за первенство. В 67 г. до н.э., после римского завоевания, Гортина стала столицей Крита, статус, который она удерживала до арабского завоевания в 828 году н. э.

Территория Гортины была постоянно населена в течение 6000 лет, начиная с периода неолита (4000 - 3300 до н. э.) и до наших дней. Керамические изделия позднего периода неолита были найдены у холма акрополя и в Кании, рядом с Митрополи, в месте, где было процветающее поселение минойского периода (3300 - 1100 до н.э.). Здесь было найдено крупное минойское поместье новодворцового периода, а другое минойское поселение позднего периода (1300-1050) было найдено на холме Агиос Иоаннис.

В геометрический период (XI-VIII вв. до н.э.) укрепленный акрополь был еще обитаем и здесь основался стержень города, центрированный на четырехугольном храме Афины Покровительницы (защитницы города), как видно из глиняного изображения вооруженной богини, найденного во время раскопок. Храм оставался официальным храмом города примерно до 600 г. до н.э. С 8-го века город стал распространяться на подножия северных холмов и вдоль берегов реки Литеос. Возможно, это и было местом создания первой Агоры города, в течение 6-го века до н. э.

Другие города поменьше были основаны вниз по равнине, подобно храму Аполлона Пифийского. В местечке Агиос Георгиос на полях Сельскохозяйственного колледжа был найден сооруженный под землей толос (гробница) протогеометрического периода (10 век до н.э.), заполненный похоронными вазами.

В архаический период (7-й - 6-й век до н.э.) был создан второй центр города вокруг храма Аполлона Пифийского, который стал новым официальным храмом города и местом общественных записей. Правовые надписи были замурованы в стены храма примерно до 500 г. до н.э., и, возможно, позднее, так как он был официальным храмом города. После ряда изменений, вплоть до 4-го века н.э., он оставался в действии. Известны лишь немногие руины города, принадлежащие к классическому и эллинистическому периодам (5-го - 2-го вв. до н. э.).

Видимо, в первый раз полный план города был сформирован еще тогда, хотя, невозможно в точности реконструировать его из-за многочисленных памятников более поздних периодов. Можно предположить, однако, что Агора была построена в то время по обе стороны реки Митрополис, через которую пролегал широкий мост. На северной и западной сторонах мощеной площади Агоры существовал портик, напротив сцены большого Театра, который протягивался вверх в сторону холма акрополя. В центре Агоры располагался трибун. На восточной стороне Агоры был Булефтерион, и именно в круговой стене его здания были замурованы плиты свода законов Гортины (Великая надпись, датируемая первой половиной пятого века до нашей эры). Другое здание с такой же функцией было построено на том же месте в первом веке до нашей эры и указанная надпись, вновь была встроена в его стены. В римский период это здание было преобразовано в концертный зал (I век н. э.). Однако, и плиты, и законы остались на месте.

Поселения и кладбища эллинистического города расширились к западу от района реки Митрополис. Святилища Деметры и Коры были возведены у подножия холма Профитис Илиас, места, известные теперь как "Камаракия" и "Креватина".

В эллинистический период вторая Агора развилась восточнее храма Аполлона Пифийского (второй этап храма). В то же время воздвигался храм египетских богов. На месте преториума, возможно, была "гимназия" эллинистического периода. Далее к юго-востоку, недавно была обнаружена часть рядов сидений соседствующего стадиона. Недалеко от стадиона был построен алтарь. В эллинистический период город был укреплен на севере, на холмах Перволопетры, Арми и Профитис Илиаса. Первая крепостная стена была воздвигнута по инициативе Птолемея Филопатра из Египта. В первом веке до нашей эры вторая крепостная стена была построена на восточном склоне Перволопетры.

 

Гортина. План города
Гортина. План города: А - минойские руины; 1 - нимфей; 2 - амфитеатр; 3 - пифеон; 4 - театр; 5 - храм египетских богов; 6 - агора; 7 - одеон; 8 - акведук; 9 - алтарь; 10 - храм; 11 - акрополь; 12 - на Гераклион; 13 - на Фест.

 

Гортина вовлекалась в непрерывные споры, а при удобном моменте, и альянсы, как с древней столицей острова Кноссом, так и с другим мощным городом, Литтосом.

Соседние города Фестос, Сивритос, Матала, Лассея и Лебена (Фестос, возможно, приобрел этот статус еще в 5 веке) стали соседствующими общинами, а порты Гортины сохранили номинальную автономию.

В пятом веке до нашей эры Гортина завоевала территорию Приниаса, однако, затем предоставила ему конституционную и судебную автономии (автономию и автодикию [взять закон в одну руку]), сохранив военный контроль и обязав город платить 350 статеров для третьего ежегодного жертвоприношения в Идейской пещере.

В 4 веке Приниас и Лебена были поглощены структурой Гортины. Ее экспансионистские тенденции спровоцировали конфликт с другим городом - Кидонией. А в 150 г. до н. э. она окончательно покорила город Ритион (ныне Ротаси). В результате, к концу эллинистического периода, территория города Гортины охватывала всю южную часть центрального Крита, а также часть территории к юго-востоку от Ретимно (провинция Амари, древние города Сувритос и Агиос Вассилеос). Гортина конкурировала с Аксосом за обладание Идейской пещерой, и использовала этот культ для укрепления связей с городами, в которых пользовалась влиянием, заставляя подчиненные области участвовать в жертвоприношениях в пещере.

Первые критские серебряные монеты - статеры - чеканились в Гортине около 470 г. до н. э. Гортина была самым густонаселенным городом Крита, с десятью "косми" (городскими чиновниками), в других городах их было только два. А также могла держать на службе 50 000 наемников. Было подсчитано, что численность населения составляла 35 000 - 40 000 человек. Закон города известен из Великой Надписи. В 7-ом веке в Спарте проживал один известный законодатель и поэт, уроженец Гортины, Талетас. Другим не менее известным уроженцем Гортины был Пиррос - автор гимнов второго века.

В эллинистический период Гортина была лидером одной из трех лиг критских городов, враждебно настроенных в отношении Египта.

В 274 г. до н.э. город воевал против Птолемеев с Магасом, царем Кирены. В 3-ем веке до нашей эры, после интервенции Птолемея, "Кинон" (общий союз) критян действовал под руководством Гортины. В конце столетия "Кинон" провозгласил Филиппа V Македонского покровителем Крита. Во 2-ом веке до н.э., в дела Крита вмешался Рим. Гортина встала на сторону Рима, в то время как Кносс, во главе критского "Кинона" повел сопротивление критян против римлян.

Римская оккупация Крита в 67 году нашей эры изменила судьбу города. В качестве столицы римской провинции Крита и Кирены, Гортина была перестроена и расширена.

Там, где раньше располагался старый гимназий, на огромной территории, был возведен преториум - место и резиденция проконсула или губернатора провинции. Это огромное здание включало руины гимназии и на своем начальном этапе - в первой половине первого века до нашей эры, в северном и западном направлениях включало внутренний двор и большие залы. В течение следующих столетий здание претерпевало непрерывные изменения. Оно включало судебную базилику, императорский храм и большие бани. В тот же период, к северу от преториума был построен величественный нимфеум.

С 120 г. н.э. до 180 н.э., т.е. от правления Адриана над северянами, Гортина достигла своего апогея. Она охватывает большую площадь, чем когда-либо. Город расширяется примерно на километр к югу и на восток. В монументальном районе города, созданном во 2-м веке, рядом с храмом Аполлона Пифийского, впервые был возведен театр, а затем сразу же после этого, возведена новая агора, третья в городе, с новым банным комплексом, новым круглым театром (ранее известный как "Амфитеатр"), а дальше к югу - ипподром. Настоящий амфитеатр был построен дальше на восток. Согласно религиозной традиции, он стал известен под названием «Алонион» - место мученичества святых десяти мучеников (Агия Дека). Эти части города до сих пор не раскопаны.

В раннехристианскую эпоху, христиане первыми поселились в районе к западу от комплекса преториума и «Великих Ворот», распространяясь по всей территории современного села Митрополи. Здесь, вблизи крупной пятинефной базилики, в первый византийский период, была основана новая Гортина, а именно, в местечке Мавропапас.

Собор Святого Тита и ранневизантийский трилистник, свидетельствуют о процветании города, который стал престолом епископа или архиепископа Крита. Первый византийский период был последним периодом величия Гортины. Все еще являясь резиденцией правителя Крита, подпавшего в 4-м веке нашей эры под власть Восточно-Римской империи, город процветал в течение еще четырех веков до царствования императора Гераклиана, когда акрополь был укреплен новой цитаделью.

На всем протяжении своего существования, город имел сеть мощеных улиц, которые разделяли жилые кварталы и строительные блоки, связывая большие площади и рынки. Эти улицы частично раскопаны.

Город также пересекали подземные акведуки с керамическими трубами, которые оказались бесполезны из-за последовательных бедствий, и были заменены на арочные конструкции на поверхности земли, возвышающиеся по сей день. Акведуки подпитывали фонтаны, нимфеум и бани. Город уже был почти разрушен землетрясением в 796 г. н.э., когда в 828 г. н.э. мавры покорили Крит. Во второй византийский период, на месте города было три небольших поселения: Митрополи, который хранит память о престоле епископа (митрополита); Агия Дека, с украшенной фресками трехнефной церковью того же имени и Амбелузос.

 

РИМСКИЙ ОДЕОН И ВЕЛИКАЯ НАДПИСЬ

 

Одеон представлял собой крытое здание, которое использовалось для музыкальных и театральных постановок и декламаций. Это одно из наиболее хорошо сохранившихся строений своего рода и самое значимое на острове. Расположенная на северной стороне агоры, полукольцевая структура (на самом деле больше, чем полукрут) состоит из трех частей:

а) кавеи, с резными каменными сиденьями, которая поддерживалась круговой сводчатой аркадой, внутренней стенкой амбулакраума, построенного с 18-ю арками. Вход в кавею из крытого перехода проходил через три широкие лестницы. Кавея была разделена на три секции сидений с узкими лестницами.

б) оркестра, с внутренним диаметром 8,5 м, мощеного синим и белым мрамором.

в) возвышающейся прямоугольной сцены, которая была кафедрой шириной в 3 м и имела три входа и прямоугольные ниши, в которых стояли мраморные статуи, некоторые из которых были найдены в ходе раскопок. Задняя часть сцены имела геометрический мозаичный пол, западная часть которого сохранилась.

Из-за многочисленных реконструкций и изменений, история одеона известна не полностью. Последние доклады об исследованиях, проведенных профессором Антонио Ди Вита, бывшим директором итальянской археологической школы в Афинах, переданы лично мне во время частного визита на место раскопок летом 2004 года и представлены ниже.

На своем первом этапе, начиная с пятого века до нашей эры, здание, возможно, не имело крыши и, вероятно, использовалось в качестве круговой агоры или экклезиастериона (место встречи) с внутренним диаметром в 33,3 м. На его внутренней стене были замурованы плиты с надписью законов. Внешние стороны здания, судя по сохранившимся частям, были прямолинейными.

Это круговое здание, возможно, экклезиастерион, было разрушено по неизвестным причинам. В конце эллинистического периода (1-й век до н.э.) оно было восстановлено в том же виде, и в тех же размерах. Плиты с надписями были пронумерованы и замурованы повторно в новом здании, которое, возможно, служило в качестве булефтериона. Он был частично разрушен в результате землетрясения (возможно, в 46 году нашей эры) и был реконструирован в конце первого века нашей эры (во время правления Траяна). Сохранилась только часть круговой стены на западе из больших тесаных камней, возведенная в одинаковый период со зданием.

Последнее масштабное восстановление было осуществлено в 3 веке н.э. после дальнейшего разрушения. Сохранившиеся руины принадлежат этому последнему строению. По словам Антонио Ди Вита, оркестр одеона мог быть преобразован в «бассейн», который заполнялся водой для спектаклей со сценами с участием обнаженных купающихся женщин. С шестого века нашей эры он более не использовался в качестве одеона. Здание забросили, а могилы вырыли в области параксениона. К востоку, было несколько комнат, некоторые из которых с мозаичными полами, возможно, датируемые 4-м веком нашей эры, вероятно, являлись хозяйственными постройками одеона.

К югу располагались великий северный портик агоры и ее площадь, которая переходила реку Митрополис по мосту, поддерживаемому арками, и простиралась до сцены Северного театра. Во время недавних раскопок на северо-восточном углу был обнаружен портик, а также часть мощеной мостовой. Многочисленные копии мраморных статуй, относящихся к императорскому периоду, были найдены в районе одеона и агоры (нимфы, статуи императоров, портретные бюсты и атлеты. Некоторые скульптуры выставлены в соседнем Антиквариуме).

 

ЗНАЧИМОСТЬ ВЕЛИКОЙ НАДПИСИ

 

Великая надпись находится на том же месте, где была обнаружена 120 лет назад, т. е. в римском одеоне, в пределах основного места археологических раскопок Гортины. Она расположена в небольшом кирпичном сводчатом строении, сооруженном археологической службой в 1889 году. Посетители могут видеть ее сквозь железный забор.

Надпись высечена на тесаных камнях, которые изначально были встроены в другое круговое здание, возможно, общественный экклезиастерион (булефтерион или здание суда) архаического и эллинистического периодов. Надпись первоначально датировалась 6-м веком (архаический период), но в последнее время ученые пересмотрели эту оценку в пользу первой половины 5 века до н.э. (ок. 480-450).

Великая надпись, также известная как "Королева надписей", или "Двенадцать Колонн" или "Дельтой", включает в себя свод законов крупного города древности Гортины и единогласно считается величайшим вкладом классического Крита в древнюю греческую цивилизацию.

Это самый ранний европейский гражданский кодекс, в котором были классифицированы старые и новые положения закона. Определение кодекс, является не более, чем условным обозначением, поскольку оно не охватывает весь спектр права, как того предусматривает каждый свод законов. После Афин, Гортина является единственным древним городом, чье частное право известно нам в удовлетворительной степени.

Даже сегодня закон Гортины является примером духа свободы и прогресса, управляющими им. Это не просто закрытый и изолированный закон критского города-государства, а свод законов греческого права в целом, который внес свой вклад в восстановление всего греческого свода законов. Вместе с новыми положениями, он содержит старый закон и приближает нас к начальному стержню манер и обычаев, легших в основу закона всех греков. Величайшие философы древности, Платон и Аристотель, оценили права и учреждения городов Крита. Прогрессивность и свобода закона Гортины приписываются, согласно широко распространенному мнению, сильному наследию минойского Крита. Великая Надпись - это самая большая коллекция законов античной Греции. Свод законов рассматривает вопросы семейного и наследственного права, усыновления, правопреемства и наследования, разводов, внебрачных детей и уступок между супругами. Он также рассматривает «преступления против нравственности» (изнасилования, совращения и прелюбодеяния), продажи ипотечных кредитов и долгов, вопросы личной свободы и права рабов. В него также включены процессуальные положения.

Критские города были одними из первых городов Греции, которые записывали и классифицировали свои законы. Классификация законов началась в 7 веке до н.э., сначала на западе (Великая Греция и Сицилия). Некоторые законы, связанные с определенными законодателями, проникли на восток Греции и на острова, в то время как некоторые города Малой Азии и несколько островов имели свое собственное законодательство. Общее мнение сводится к тому, что первые законы были связаны с законодателями, которые путешествовали в другие страны и изучали их правовую систему, среди которых Крит был одним из первых.

Крит традиционно считается центром древнего и беспристрастного законодательства, изучаемого законодателями других городов. Считалось, что законы Крита были дарованы самим Зевсом, который впоследствии передал их своим "избранным" сыновья Миносу и Радамантису. Согласно одному широко распространенному верованию, исходящему со времен античности, известное законодательство Спарты основывалось на законах Крита.

Кроме того, города Крита и Спарты были типично дорическими и имели одинаковые традиции. Закон Гортины, сохранившийся в великой надписи - великолепный и значительный пример хорошо известного законодательства древнего мира.

 

ОБНАРУЖЕНИЕ, СПАСЕНИЕ, ОПУБЛИКОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ НАДПИСИ

 

Крит, все еще находившийся под оккупацией турков в 1884 году, привлекал внимание как мнимых археологов, так и настоящих. В их число входил Федерико Хальберр, итальянский ученый по надписям, прибывший на Крит в июне 1884 года. Ему посчастливилось обнаружить крупнейшую греческую надпись (Королеву надписей, как ее назвали позже) в резных камнях внутренней кольцевой стены общественного здания (одеона) древней Гортины. Эта находка связала всю оставшуюся часть его научной карьеры с Критом.

Однако, в то время Хальберр был не единственным человеком, находившимся в поисках надписей на Крите. Годом ранее, в тех же целях на Крит отправились от французской школы Ассульер, а немецкой - Эрнст Фабрициус. В конечном счете Фабрициус, стал первым соиздателем надписи вместе с Хальберром. В 1857 году французами Теноном и Перро был обнаружен первый фрагмент надписи (первые 15 строк из столбца XI), встроенный в стены близлежащей водяной мельницы. Они приобрели его от имени Лувра, где он экспонируется по сей день. Только в 1878 году Бреалю удалось прочитать надпись и убедиться, что речь шла об усыновлении детей. В 1879 году Ассульеру удалось скопировать еще два фрагмента из седьмого столбца (первые 15 строк ее левой части), а с 10-го - строки 10-15, встроенные в стены мельницы, и, которые, как обнаружилось, содержали положения наследственного права.

Эти находки привлекли внимание итальянского специалиста по эпиграфике - профессора Компаретти, который послал своего ученика Ф. Хальберра исследовать то место. Романтические условия открытия и спасения надписи описываются Хадзидакисом в своей книге «История критского музея и археологических исследований на острове Крит» (Афины 1936г.), и Хальберром в своих письмах к своему учителю Компаретти, а также в изданиях надписи.

После изменения направления воды и несмотря на угрозы владельцев мельницы, Хальберру удалось раскрыть и скопировать только первые четыре столбца надписи, однако, он не смог продолжить раскопки до соседнего поля, чтобы выявить и скопировать оставшиеся столбцы. В Ираклион он вернулся с текстом четырех столбцов и сообщил об этом И. Хадзидакису и немецкому специалисту по эпиграфике Е. Фабрициусу. Хадзидакис убедил турецкого префекта Ираклиона вмешаться и пригласить хозяев поля, и сообщить им, что древние находки принадлежат государству, а также Обществу по улучшению образования, и что им причитается сумма в 8,000 золотых франков того времени. Получив одобрение префекта и И. Хаздидакиса, Е. Фабрициусу удалось умерить требования владельцев и ему было даровано разрешение завершить раскрытие и копирование надписи. Конец приключениям надписи придало строительство небольшого здания, вмещающего ее в 1889 г.

В 1884 году Е. Фабрициус опубликовал текст в "Athenische Mitteilungen". Так же поступил и Компаретти в 1893 году, сопроводив его текстом Хальберра в "Monumenti Antichi". В 1950 году надпись была включена в 4-й том (Tituli Gortynii) монументального издания Ф. Хальберра - М. Гвардучи: "Inscriptiones Creticae" (критские надписи). Греческие и иностранные специалисты сразу же приступили к изучению надписи. Греческие специалисты по эпиграфике, филологи и археологи Александрос Рангавис и Андреас Скиас перевели и интерпретировали надпись в 1888 и 1891 гг. соответственно.

Лучшее издание было опубликовано выдающимся английским историком Рональдом Виллетсом в 1967 году, вместе с обширной библиографией на. На основе издания Виллетса, в 1973 г. Обществом юристов Греции оно было опубликовано в Ираклионе. Перевод и комментарии были филолога Элен Пераки, а обширное вступление - работой секретаря Общества юристов, Стилианоса Фиоракиса.

В этом месте следует упомянуть о воззрениях марксистского интеллектуала Никоса Пилиопулоса, согласно которым "положения надписи являются первым кодексом прав человека". К вышеупомянутым ученым, мы должны добавить специалистов, участвовавших в конгрессе, организованном итальянской школой археологии и муниципалитетом Гортины в мае 2004 года в Афинах и Гортине, по случаю 120-летия обнаружения надписи.

 

ИСТОРИЧЕСКОЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГОРТИНЫ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ НАДПИСИ

 

Великая надпись предоставляет важные сведения о самом развитии города Гортины. По-видимому, в конце шестого века города Крита объединялись сокращением своих сводов прав в кодексы, наподобие гортинского. В Гортине период 500 г. до н. э. был переходным этапом от ранней социально-экономической системы к новой, приведшей к созданию города-государства, а также к изменению ее городского планирования и организации.

За многие века, предшествующие надписи, агору дополнял верхний город, расположенный на акрополе и на холмах к северу от агоры. Нижний город, раскинувшийся в долине, включал небольшие разрозненные города (komae), расположенные меж сельскохозяйственных территорий. Названия этих городков, сохранившихся в других надписях таковы: Латосион, Херманион и Питион, возможно основывались на именах святилищ их богов.

В период надписи город стал приобретать планированное единство, возможно даже единую структуру. Функция агоры, как места встреч и места, где произносились речи, проводились усыновления и продавались рабы и т.п., объясняет важность этой новой политической структуры города. Одинаковый интерес вызывает также информация, упомянутая в надписи о домах в городе и сельской местности.

Таким образом, подтверждается, что кодификация законодательства Гортины в ходе первой половины 5-го века, является первой и, возможно, наиболее важной политической реформой, согласно которой агора, ответственная за законодательство, была в центре всех городских мероприятий.

 

СИСТЕМА ПИСЬМА НАДПИСИ

 

Двенадцать столбцов или "дельт", на которых располагается надпись, рассечены на четыре ряда (domoi) больших прямоугольных плит из тесаного камня, которые встроены во внутреннюю поверхность внешней круговой стены римского одеона Гортины. Его размеры составляют 1.50 м в высоту и 9 м в ширину. Каждый столбец содержит 53-66 линий, что в общей сложности составляет более 600 строк. Есть серьезные признаки того, что в строении существовал пятый слой камней - сверху - в который была изначально встроена надпись. Была обнаружена также, принадлежащая этому строению расколотая на две части плита с надписью конца столбца XI. Кроме того, столбцы IV, VI, VII и VIII имеют неполные строки, возможно, потому, что они были вырезаны на камнях, образующих пятый слой исходного здания. Эти камни, хотя и пронумерованные, не были использованы в новом здании, но были внесены в другие конструкции. Кроме того, видно, что другие столбцы с той же надписью когда-то стояли слева от великой надписи. Шесть из девяти найденных во время раскопок фрагментарных надписей, были определены Хальберром, как относящиеся к части свода законов (столбец IX и X). В отношении остальных трех пока нет уверенного объяснения. Плиты надписи были пронумерованы до того, как первоначальное здание было снесено, с тем, чтобы их могли вновь встроить в новый римский одеон. Нумерация была двоякой: тридцать плит было пронумеровано греческими числами (буквы греческого алфавита) от крайнего правого нижнего к крайнему верхнему левому (A-L = 1-30); затем двенадцать столбцов или дельт надписи были также пронумерованы справа налево (A-IB = I-XII). Буквы, означающие эти числа, демонстрируют разнообразие форм, датируемых первым веком до н.э. Способ письма надписи - бустрофедон, т. е. когда первая строка каждого столбца идет справа налево, а вторая - слева направо и так далее. В письме есть некоторые пробелы, так как гравер предпочитал обходить неровности на поверхности камня. Можно предположить, что большая часть надписи была сокращена тем же гравером, однако, заключительная часть линии XI.24 и далее, кажется, была вписана другой рукой.

 

ЯЗЫК И АЛФАВИТ НАДПИСИ

 

Алфавит надписи состоит из 18 букв (дигамма Ϝ включительно). Продолжительные гласные Ε и Ο использовались вместо современных гласных Η и Ω. Вместо современных согласных Φ и Χ, соответственно использовались Π и Κ. Вместо двойных согласных Ζ, Ξ и Ψ использовались буквы ΔΔ, ΚΖ и ΠΖ. Большинство букв в надписи по сей день выглядят без изменений. За исключением букв Γ Ε Ι Λ Π Σ Υ, которые слегка изменились.

 

Алфавит Гортинских законов

Алфавит Гортинских законов

 

Из путеводителя по Гортине. Перевод: Алики Куцаки-Василаки
Источник: Василакис Адонис. Великая надпись. Свод законов Гортины. Издательство MYSTIS. Ираклион.
Чтобы сообщить об опечатке, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Журнал Labyrinthos - история и культура древнего мира
Код баннера: